Подготовила и провела: Кравченко Н.В.
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель урока: познакомить с алфавитом (азбукой) и его ролью в жизни людей; формировать у учащихся умение пользоваться алфавитом.
Задачи урока:
Предметные:
- формировать у учащихся понятие – алфавит, правила расположения букв в русском языке;
- умения использовать алфавит на практике;
- расширить кругозор учащихся;
- развивать мышление, речь
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- формировать умение формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную задачу, осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
- формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Коммуникативные УУД:
- развивать умения работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
- учить высказывать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- учить соблюдению правил работы в парах, учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Познавательные УУД:
- создавать условия для овладения начальными сведениями об алфавите и его использование на практике;
- учить использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
- развивать логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения.
Личностные:
- -способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов.
- -помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности;
Предполагаемые результаты:
- осознают необходимость знания алфавита
- умеют называть буквы в алфавитном порядке
- приобрели первый опыт обращения к словарям
- повышение активности и самостоятельности на уроке
Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, парная.
Оборудование: компьютерная презентация, учебник, карточки
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые
УУД |
||
Мотивационный момент
— включить учащихся в деятельность,
|
Тяжела для всех наука,
Если в школе сон, да скука. Если будет увлеченье, Станет радостным ученье. Я желаю всем добра! Чтоб совместная работа Нам открытие принесла! — Дети, каким вы хотите, чтобы получился наш урок? — Это будет зависеть и от вас: от того, как вы будете помогать мне и друг другу Правила посадки при письме Оформление тетрадей (запись даты) |
К-1
К-2
П-8 |
|||
Актуализация знаний
—актуализировать субъектный опыт детей, необходимый для «открытия нового знания»; -осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков.
|
На предыдущих уроках вы и ваши друзья, Антон и Джон, учились записывать слова значками звуков. Антон решил, что он теперь научился писать и захотел помочь жителям своего двора. Около опасного места во дворе он сделал вывеску, чтобы предупредить прохожих. Вот что написал Антон. [Л’УК]
Сравните наш вывод с выводом авторов учебника о записи слов с помощью значков звуков. (Дети шёпотом читают сведения из упр. 90 на с. 65 и вписывают пропущенное слово буквы.) Свою помощь Антону предложил мальчик-иностранец и сделал запись на вывеске буквами. LUK Можно ли такую вывеску поместить во дворе? (Нет.) Почему? (Она на иностранном языке, и люди не поймут, что написано.) Как бы мы с вами написали эту вывеску для опасного места во дворе? Сделайте запись в тетрадях. Возьмите в руки карандаш и знаками + или — оцените каждую букву: довольны ли вы тем, как её написали? Какие же нужны буквы, чтобы записывать русскую речь? (Делается вывод о том, что в русской письменной речи нужны русские буквы.) |
Повторяют пройденный материал
Отвечают на вопросы
Чтение сведений УПР. 90
Самооценка выполненной работы
Чтение заголовка Определяется тема урока
|
К-2
К-3
Р-1
П-4
П-2
|
||
Постановка учебной задачи
— создать условия для определения детьми цели урока и постановки учебных задач
|
Давайте сделаем так, чтобы эти буквы заговорили: составим из них слово и узнаем тему урока. (Алфавит)
Что бы вы хотели узнать по данной теме? (Учитель записывает вопросы на доске) Узнать, что такое алфавит? Сколько букв в алфавите? Для чего нужен алфавит? Где и как применяют алфавит? Как вы понимаете, что такое алфавит? («Это буквы».) Вы сказали правильно, но не совсем точно. Чтобы узнать точное значение слова алфавит, выполним упражнение на странице 60. Как вы считаете, хорошо ли вы знаете русские буквы, сумеете ли отличить их от букв иностранных языков? Проверим? Найдите и аккуратно карандашом зачеркните нерусские буквы — буквы других языков (упр. 91). Сколько букв вы зачеркнули? (Должно быть зачёркнуто 6 букв.) Давайте хором назовём буквы, которые у вас остались. Это алфавит? Вы уже многое знаете о буквах. Например, знаете, что их… Сколько? (33) Запомнить сколько букв в русском языке помогут строчки из сказки Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о царе Салтане». Море вздуется бурливо, Закипит, подымет вой, Хлынет на берег пустой, Расплеснётся в скором беге – И останутся на бреге 33 богатыря. Но на страницах букваря тоже 33 богатыря! Мудрецов богатырей знает каждый грамотей! Но у нас с вами записано 22. Нужно найти ещё 11 потерявшихся. Будем искать их и вставлять. Какой нет первой буквы? Мысленно продолжите строчку влево и впишите букву а. Пишем, как в тетради, красиво и аккуратно, хотя без дополнительных линеечек это трудно. А теперь читайте по порядку все буквы русского языка и ищите потерявшиеся. (Ребята хором читают названия букв на обратной стороне обложки учебника или на таблице. Вписываются буквы г, е, з, й, о, п, с, ф, ш, ы. Учитель напоминает знак вставки (с. 70 учебника) и даёт образец записи на доске, обращает внимание на наиболее трудные элементы букв.) — Что мы с вами записали? (Все русские буквы) — Давайте теперь вспомним, проанализируем всё сказанное выше и сформулируем вывод о том, что такое алфавит. |
Запись букв
Определяют, что знают и что хотели бы узнать по новой теме
|
К-1
К-2
К-3
Р-1
К-3
П-4
|
||
Открытие нового знания — раскрыть сущность обсуждаемых явлений, используя эвристические вопросы,
— выстроить логические умозаключения.
|
— Все 33 буквы русского языка “живут” в большом доме под названием алфавит. Живут дружно, т.к. каждая буква занимает в нём свою отдельную “квартиру”, своё постоянное место, то есть буквы в алфавите расположены по порядку.
— Я хочу вам рассказать немного об истории русского алфавита, т.к. алфавит, которым пользуемся мы сейчас, не всегда был таким. — Наши предки, жившие в начале прошлого века, и раньше пользовались другим алфавитом: букв было больше, они были витиеваты и трудны в написании. Да и названия у них были другие. — Со временем было решено упростить написание букв, а так же избавиться от дублирующих друг друга букв. — И вот уже почти 100 лет мы пользуемся привычным для нас алфавитом. — Наверное, вы обратили внимание, что я часто повторяю “наш алфавит”, “русский алфавит”. И это неспроста. Как вы думаете, почему? — Да, действительно, только на территории нашей страны проживает более 120 национальностей. И большинство народов нашей планеты имеют свой язык и свою письменность; а, следовательно, и свой алфавит. В них буквы имеют своеобразную форму, название, порядок и их количество может быть разным. Мы выяснили, что такое алфавит. Антон спрашивает у вас: «А почему порядок букв назвали таким странным словом алфавит? Чтобы ответить Антону нам предстоит сделать ещё одно маленькое открытие. Нам помогут названия двух первых букв в греческом и старом русском. (Учитель читает запись на доске.) а — альфа а — аз Р — вита б — буки Из названий этих букв составлено два важных слова. Кто-нибудь догадался, что это за слова? (Алфавит и азбука.) |
Совместное открытие новых понятий
Работа по учебнику |
Л-1
Л-2
|
||
Физминутка | Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянуться) Спинку бодро разогнули, Ручки кверху потянули! Раз и два, присесть и встать, Чтобы отдохнуть опять. Раз и два вперед нагнуться, Раз и два назад прогнуться. (движения маятника) Вот и стали мы сильней, (показать «силу») Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу) |
||||
Постановка проблемного вопроса
— создать условия для решения проблемной задачи, используя работу в парах
|
Так слова азбука и алфавит обозначают одно и тоже?
Где можно узнать значение этих слов? Чтобы ответить Антону, нам придётся обратиться к толковому словарю. (Учитель показывает большой словарь.) Толковый он потому, что в нём толкуются, объясняются значения слов. Слова, которые нас интересуют, мы найдём и в маленьком толковом словаре нашего учебника. Откройте страницу 132. Найдите слова азбука и алфавит. Есть ли у них одинаковое значение? (Есть.) Какое? А у какого слова есть и второе значение? (У слова азбука.) Какое? На этой же странице объясняется значение слова словарь: это перечень слов в определённом порядке. Но что это за порядок? Давайте узнаем ответ. Назовите в последних словах нашего маленького толкового словаря выделенные буквы. (Си Т.) Догадались, почему сначала напечатано слово на букву С, а потом — на букву Т? (Ребята не смогли догадаться, поэтому учитель предлагает обратиться к алфавиту и посмотреть, как расположены буквы с, т.) Как же располагают слова в словаре? (По алфавиту.) Проверим. Назовите две первые выделенные буквы. (А и Д.) В алфавите они идут в таком порядке? (Учащиеся смотрят на обложку учебника или на таблицу и подтверждают вывод.) — Ну-ка, закройте глазки и по памяти назовите буквы, которые находятся между А и Д. (Б, В, Г.) — Почему же мы их не видим в словаре выделенными голубым цветом? (Здесь нет слов на эти буквы.) — Вы догадались правильно: слова в словарях располагают в алфавитном порядке. Как вы думаете, а зачем авторы тратят столько времени, чтобы расположить слова по алфавиту? (Ответы детей: «Чтобы был порядок»; «Так договорились».) Прочитайте сведения в рамке на странице 63 и найдите более точный ответ. (Он даётся после «жужжащего» чтения: Чтобы мы быстрее находили нужные нам слова.) В алфавитном порядке приводятся слова не только в словарях, энциклопедиях, справочниках. А где ещё мы не обходимся без алфавита? (В регистратуре поликлиники, в библиотеке, в архиве). Перед вами 4 книжки: В.Бианки, С.Маршака, А.Барто, М.Пришвина. Поставьте их в нужном порядке! — Кто допустил ошибки при выполнении задания? А где мне как учителю необходимы Ваши фамилии в алфавитном порядке? (Правильно в журнале) Давайте расположим ваши фамилии в алфавитном порядке. |
Чтение вопроса
Работа по словарю
Чтение по учебнику стр. 132
Объясняют значение слов
Ищут ответ на проблемный вопрос
Работают по алфавиту, находят буквы
Делают вывод
Играют в игру |
П-8
П-5 К-3
К-2 |
||
Первичное закрепление
— создать условия для закрепления первичных знаний и умений — применения их на практике; — обогатить субъективный опыт детей; — осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. |
Как вам кажется, вы уже хорошо знаете алфавит? Проверим? Соедините все буквы по порядку. Кто у вас получился?
Наша игра заинтересовала Антона, и он снова задаёт Вам вопрос. Прочитайте его на странице 62. УПР. 94 Сумеете объяснить Антону, зачем нужно знание алфавита? Вы очень убедительно доказали Антону, зачем и где необходимо знание алфавита. Давайте закрепим полученные знания и поработаем в парах. Расположите времена года в алфавитном порядке.
|
Работа в ТЕТРАДЯХ ТПО
Упражняются в знании алфавита и в правильном чтении слов
|
Л-1
П-8
К-2
|
||
Контроль усвоенных знаний | Тест для проверки знаний:
Давайте проверим насколько хорошо вы усвоили новый материал? Возьмите листочки и карандаши, обведите верный ответ в тестовых заданиях на стр.56-57: Тест 3. 1. Сколько букв в русском языке? 10 21 33 2. В какой группе буквы расположены не по алфавиту? 1) стуф 2) ёезж 3) ийкл 3. Какое слово в словаре должно быть первым?
|
Да |
|||
Подведение итогов урока
|
Удалось ли решить поставленные задачи?
Продолжите предложения: Я знаю… Я могу… Я запомнил… Ваши мамы, папы, сестрёнки и братишки могут не знать того, что узнали сегодня вы. Что вы им расскажите? |
Подводят итог урока |
К-3 Л-4 Р-3 |
||
Рефлексия |
Как оцениваете свою работу на уроке? Какое настроение у вас в конце урока? — настроение лучше, чем было до урока; — осталось таким же; — стало хуже. |
Дают оценку своей работе | Р-3 |
Оставьте ответ