Урок русского языка в 1 классе «Знакомство с алфавитом». УМК «Гармония»

Подготовила и провела: Кравченко Н.В.

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока: познакомить с алфавитом (азбукой) и его ролью в жизни людей; формировать у учащихся умение   пользоваться алфавитом.

Задачи урока:

Предметные:

  • формировать у учащихся понятие – алфавит, правила расположения букв в русском языке;
  • умения использовать алфавит на практике;
  • расширить кругозор учащихся;
  • развивать мышление, речь

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • формировать умение формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную задачу, осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
  • формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные УУД:

  • развивать умения работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
  • учить высказывать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • учить соблюдению правил работы в парах, учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Познавательные УУД:

  • создавать условия для овладения начальными сведениями об алфавите и его использование на практике;
  • учить использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • развивать логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения.

Личностные:

  • -способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов.
  • -помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности;

Предполагаемые результаты:

  • осознают необходимость знания алфавита
  • умеют называть буквы в алфавитном порядке
  • приобрели первый опыт обращения к словарям
  • повышение активности и самостоятельности на уроке

Формы организации урока: индивидуальная,  фронтальная,  парная.

Оборудование:   компьютерная презентация, учебник, карточки

 

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые

УУД

Мотивационный момент

— включить учащихся в деятельность,
— вызвать положительную эмоциональную направленность;
— повышать уровень учебной мотивации.

 

Тяжела для всех наука,  

 Если в школе сон, да скука.

Если будет увлеченье,

Станет радостным ученье.

 Я желаю всем добра!    

 Чтоб совместная работа  

Нам открытие принесла!

— Дети, каким вы хотите, чтобы получился наш урок?

— Это будет зависеть и от вас: от того, как вы будете помогать мне и друг другу

Правила посадки при письме

Оформление тетрадей (запись даты)

 

 

К-1

 

 

 

К-2

 

 

П-8

Актуализация знаний

 

актуализировать субъектный опыт детей, необходимый для «открытия нового знания»;

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков.

 

  На предыдущих уроках вы и ваши друзья, Антон и Джон, учились записывать слова значками звуков. Антон решил, что он теперь научился писать и захотел помочь жителям своего двора. Около опасного места во дворе он сделал вывеску, чтобы предупредить прохожих. Вот что написал Антон.  [Л’УК]

  •  Догадались ли вы, какое опасное место есть во дворе? (Чита­ется слово люк.)
  •  Можно ли такую вывеску поместить во дворе?
  •  Все ли прохо­жие поймут, что на ней написано?
  • Годятся ли значки звуков для письменной речи? (Большинство детей на все вопросы отвечают отрицательно.)

Сравните наш вывод с выводом авторов учебника о записи слов с помощью значков звуков. (Дети шёпотом читают сведения из упр. 90 на с. 65 и вписывают пропущенное слово буквы.)

Свою помощь Антону предложил мальчик-иностранец и сде­лал запись на вывеске буквами. LUK

Можно ли такую вывеску поместить во дворе? (Нет.)

Почему? (Она на иностранном языке, и люди не поймут, что написано.)

Как бы мы с вами написали эту вывеску для опасного места во дворе? Сделайте запись в тетрадях.

Возьмите в руки карандаш и знаками + или — оцените каждую букву: довольны ли вы тем, как её написали?

Какие же нужны буквы, чтобы записывать русскую речь? (Де­лается вывод о том, что в русской письменной речи нужны русские буквы.)

 

Повторяют пройденный материал

 

Отвечают на вопросы

 

 

Чтение сведений УПР. 90

 

 

 

 

 

Самооценка выполненной работы

 

Чтение заголовка

Определяется тема урока

 

 

К-2

 

К-3

 

Р-1

 

 

П-4

 

 

П-2

 

Постановка учебной задачи

создать условия для определения детьми цели урока и постановки учебных задач

 

   Давайте сделаем так, чтобы эти буквы заговорили: составим из них слово и узнаем тему урока. (Алфавит)

Что бы вы хотели узнать по данной теме? (Учитель записывает вопросы на доске)

Узнать, что такое алфавит?

Сколько букв в алфавите?

Для чего нужен алфавит?

Где и как применяют алфавит?

Как вы понимаете, что такое алфавит? («Это буквы».)

Вы сказали правильно, но не совсем точно. Чтобы узнать точ­ное значение слова алфавит, выполним упражнение на странице 60.

Как вы считаете, хорошо ли вы знаете русские буквы, сумее­те ли отличить их от букв иностранных языков? Проверим?

Найдите и аккуратно карандашом зачеркните нерусские бук­вы — буквы других языков (упр. 91).

Сколько букв вы зачеркнули? (Должно быть зачёркнуто 6 букв.) Давайте хором назовём буквы, которые у вас остались. Это алфавит?

Вы уже многое знаете о буквах. Например, знаете, что их… Сколько? (33)

Запомнить сколько букв в русском языке помогут строчки из сказки Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о царе Салтане».

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Расплеснётся в скором беге –

И останутся на бреге

33 богатыря.

Но на страницах букваря тоже 33 богатыря!

Мудрецов богатырей знает каждый грамотей!

Но у нас с вами записано 22. Нужно найти ещё 11 потерявшихся. Будем искать их и вставлять. Какой нет первой бук­вы?

Мысленно продолжите строчку влево и впишите букву а. Пи­шем, как в тетради, красиво и аккуратно, хотя без дополнительных линеечек это трудно. А теперь читайте по порядку все буквы рус­ского языка и ищите потерявшиеся. (Ребята хором читают назва­ния букв на обратной стороне обложки учебника или на таблице. Вписываются буквы г, е, з, й, о, п, с, ф, ш, ы. Учитель напоминает знак вставки (с. 70 учебника) и даёт образец записи на доске, об­ращает внимание на наиболее трудные элементы букв.)

—   Что мы с вами записали? (Все русские  буквы)

— Давайте теперь вспомним, проанализируем всё сказанное выше и сформулируем вывод о том, что такое алфавит.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запись букв

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определяют, что знают и что хотели бы узнать по новой теме

 

 

К-1

 

К-2

 

К-3

 

 

 

 

Р-1

 

 

 

 

 

 

К-3

 

П-4

 

 

Открытие нового знания                                  — раскрыть сущность обсуждаемых явлений, используя эвристические вопросы,

выстроить логические умозаключения.

 

 — Все 33 буквы русского языка “живут” в большом доме под названием алфавит. Живут дружно, т.к. каждая буква занимает в нём свою отдельную “квартиру”, своё постоянное место, то есть буквы в алфавите расположены по порядку.

— Я хочу вам рассказать немного об истории русского алфавита, т.к. алфавит, которым пользуемся мы сейчас, не всегда был таким.

— Наши предки, жившие в начале прошлого века, и раньше пользовались другим алфавитом: букв было больше, они были витиеваты и трудны в написании. Да и названия у них были другие.

— Со временем было решено упростить написание букв, а так же избавиться от дублирующих друг друга букв.

— И вот уже почти 100 лет мы пользуемся привычным для нас алфавитом.

— Наверное, вы обратили внимание, что я часто повторяю “наш алфавит”, “русский алфавит”. И это неспроста. Как вы думаете, почему?

— Да, действительно, только на территории нашей страны проживает более 120 национальностей. И большинство народов нашей планеты имеют свой язык и свою письменность; а, следовательно, и свой алфавит. В них буквы имеют своеобразную форму, название, порядок и их количество может быть разным.

Мы выяснили, что такое алфавит.

Антон спрашивает у вас: «А почему порядок букв назвали таким странным словом алфавит?

Чтобы ответить Антону нам предстоит сделать ещё одно маленькое открытие. Нам помогут названия двух первых букв  в греческом и старом русском. (Учитель читает запись на доске.)

а — альфа                                           а — аз

Р вита                                                б — буки

Из названий этих букв составлено два важных слова. Кто-ни­будь догадался, что это за слова? (Алфавит и азбука.)

 

Совместное открытие новых понятий

 

 

 

 

Работа по учебнику

 

 

Л-1

 

 

 

 

 

Л-2

 

Физминутка Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться.

(движения маятника)

Вот и стали мы сильней,

(показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)

Постановка проблемного вопроса

создать условия для решения проблемной задачи, используя работу в парах

 

       Так слова азбука и алфавит обозначают одно и тоже?

Где можно узнать значение этих слов?

Чтобы ответить Антону, нам придётся обратиться к толково­му словарю. (Учитель показывает большой словарь.) Толковый он потому, что в нём толкуются, объясняются значения слов.

Слова, которые нас интересуют, мы найдём и в маленьком тол­ковом словаре нашего учебника. Откройте страницу 132.

Найдите слова азбука и алфавит.

Есть ли у них одинаковое значение? (Есть.) Какое?

А у какого слова есть и второе значение? (У слова азбука.) Какое?

На этой же странице объясняется значение слова словарь: это перечень слов в определённом порядке.

Но что это за порядок? Давайте узнаем ответ.

Назовите в последних словах нашего маленького толкового словаря выделенные буквы. (Си Т.)

Догадались, почему сначала напечатано слово на букву С, а потом — на букву Т? (Ребята не смогли догадаться, поэтому учитель предлагает обратиться к алфавиту и посмотреть, как расположены буквы с, т.)

Как же располагают слова в словаре? (По алфавиту.)

Проверим. Назовите две первые выделенные буквы. (А и Д.)

В алфавите они идут в таком порядке? (Учащиеся смотрят на об­ложку учебника или на таблицу и подтверждают вывод.)

—   Ну-ка, закройте глазки и по памяти назовите буквы, которые находятся между А и Д. (Б, В, Г.)

—   Почему же мы их не видим в словаре выделенными голубым цветом? (Здесь нет слов на эти буквы.)

—   Вы догадались правильно: слова в словарях располагают в алфавитном порядке.

Как вы думаете, а зачем авторы тратят столько времени, чтобы расположить слова по алфавиту? (Ответы детей: «Чтобы был порядок»; «Так договорились».)

Прочитайте сведения в  рамке на странице 63 и найди­те более точный ответ. (Он даётся после «жужжащего» чтения: Что­бы мы быстрее находили нужные нам слова.)

В алфавитном порядке приводятся слова не только в словарях, энциклопедиях, справочниках. А где ещё мы не обходимся без алфавита? (В регистратуре поликлиники,  в библиотеке, в архиве).

Перед вами 4 книжки:  В.Бианки, С.Маршака, А.Барто, М.Пришвина. Поставьте их в нужном порядке!

— Кто допустил ошибки при выполнении задания?

А где мне как учителю необходимы Ваши фамилии в алфавитном порядке? (Правильно в журнале)

Давайте расположим ваши фамилии в алфавитном порядке.

Чтение вопроса

 

 

 

Работа по словарю

 

 

 

Чтение по учебнику стр. 132

 

Объясняют значение слов

 

 

 

 

Ищут ответ на проблемный вопрос

 

 

 

 

Работают по алфавиту, находят буквы

 

 

 

 

Делают вывод

 

 

 

 

 

 

Играют в игру

 

П-8

 

П-5

К-3

 

К-2

Первичное закрепление

— создать условия для закрепления первичных знаний и умений

— применения их на практике;

— обогатить субъективный опыт детей;

— осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

    Как вам кажется, вы уже хорошо знаете алфавит? Проверим? Соедините все буквы по порядку.  Кто у вас получился?

Наша игра заинтересовала Антона, и он снова задаёт Вам вопрос. Прочитайте его на странице 62. УПР. 94

Сумеете объяснить Антону, зачем нужно знание алфавита?

Вы очень убедительно доказали Антону, зачем и где необхо­димо знание алфавита.

Давайте закрепим полученные знания  и поработаем в парах. Расположите времена года в алфавитном порядке.

 

Работа в ТЕТРАДЯХ ТПО

 

 

Упражняются в знании алфавита и в правильном чтении слов

 

 

Л-1

 

 

 

 

П-8

 

 

 

 

 

 

 

 

К-2

 

Контроль усвоенных знаний Тест для проверки знаний:

Давайте проверим насколько хорошо вы усвоили новый материал? Возьмите листочки и карандаши, обведите верный ответ в тестовых заданиях на стр.56-57:

Тест 3.

1.     Сколько букв в русском языке? 10   21   33

2.     В какой группе буквы расположены не по алфавиту?

1) стуф      2) ёезж       3) ийкл

3. Какое слово в словаре должно быть первым?

                   1) помидор    2) огурец    3)редиска

Тест 4.

1.     Какой «кусочек» алфавита правильный?

1) псрт   2)уфхц    3) кмлн

2. Какое слово в словаре должно быть первым?

1) лягушка     2) медведь    3) кошка

3. В какой группе слова расположены по алфавиту?

1)ёжик, ель, жираф

2) Цапля, цирк, черепаха

3) Носорог, ослик, олень.

Взаимопроверка

Как вы считаете, надо ли нам поработать над знанием алфа­вита на следующем уроке?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Да

Подведение итогов урока

 

   Удалось ли решить поставленные задачи?

Продолжите предложения:

Я знаю…

Я могу…

Я запомнил…

Ваши мамы, папы, сестрёнки и братишки могут не знать того, что узнали сегодня вы. Что вы им расскажите?

 

Подводят итог урока

 

К-3

Л-4

Р-3

Рефлексия  

Как оцениваете свою работу на уроке?

Какое настроение у вас в конце урока?

— настроение лучше, чем было до урока;

— осталось таким же;

— стало хуже.

Дают оценку своей работе Р-3

 

Напишите первый комментарий

Оставьте ответ

Ваш email не будет отображаться.


*