Занятие по профилактике вредных привычек «Злой волшебник Ал Коголь»

Цели занятия:

-раскрыть губительные свойства алкоголя;

-рассмотреть влияние алкоголя на организм человека;

-провести опыты, демонстрирующие губительное влияние алкоголя на растения;

-научить конструктивному отказу от употребления алкоголя (как говорить «нет» и при этом не потерять друзей);

-дать информацию о способах предотвращения развития алкогольной зависимости;

-продолжить формировать осознанное ценностное отношение к своему здоровью;

-убедить школьников в ложности предрассудков по поводу «полезности» алкогольных напитков.

Оборудование к занятию:

●Эпиграфы на доске:

«Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит семью, губит души людей и их потомство».

Лев Толстой

«Пьянство есть упражнение в безумии».

Пифагор

●Выставка рисунков учащихся на тему  «Злой волшебник Ал Коголь».

●Рисунки с изображением «разбойника Ал Коголя» для проведения игры-путешествия по организму человека.

●Загадки и ребусы для игры-путешествия по организму человека.

●Материал для опытов.

●Карточки с  задачами.

●Иллюстрации с изображением специального транспорта «Скорая помощь», «Пожарная», «Милиция».

●Карточки для игры «Выбери ответ».

● Таблица  «Питательные ценности пива и молока».

●Рисунок здорового и крепкого цветка и рисунок увядшего больного цветка.

●Карточки из плотной бумаги, вырезанные в форме лепестков, с записанными на них фразами о здоровье человека для игры «Посади цветок».

●Кроссворд «СКАЖЕМ АЛКОГОЛЮ «НЕТ».

Ход занятия.

I. Организационный момент. Постановка цели занятия. Слайд 1.

Учитель читает стихотворение:

Жил однажды человек,

Беспокойный человек,

Он объездил всю планету,

Всё искал по белу свету

Страну без ошибок.

Но, увы; надежды зыбки,

Всюду он встречал ошибки…

Дж.Родари

-Сегодня на занятии мы отправимся с вами искать Страну без ошибок, где люди берегут свое  здоровье.

-А какие ошибки совершает человек по отношению к своему здоровью? (Не выполняет режим дня, нарушает правила гигиены, не борется с вредными привычками). Слайд 2.

-Одна из самых опасных вредных привычек – это употребление человеком алкоголя. Нам сегодня предстоит трудный разговор – разговор о коварном враге человечества – алкоголе. Наверное, вы не раз слышали от взрослых о его вреде. И не раз убедились, что некоторые взрослые подвержены этой вредной привычке. Нельзя говорить одно, а делать другое! На нашем занятии мы должны выяснить, какой вред приносит людям алкоголь и как можно бороться с этой вредной привычкой.

II. Сказкотерапия. Слайд 3.

Учитель читает сказку про алкоголь «История про злого оборотня по имени Ал Коголь и горожан, которые его победили» (сказка М.М.Райтенберга и В.Ш.Шамирзаева).

Давным-давно в один восточный город въехал на повозке торговец по имени Ал Коголь. Приезжий остановился в гостинице, снял лавку на одной из городских улиц, разложил  свой товар и стал торговать. Вел он себя тихо и никому не мешал. Но после его появления в городе стали происходить странные вещи.

Отправилась женщина к сапожнику забрать туфли. Туфли починены. Но как? Вместо набоек на каблуках пряжки. А по бокам туфель вместо пряжек набойки! Удивилась женщина, смотрит на сапожника, а тот делает вид, что все так и должно быть, да еще и говорит: «Вы же сами просили, чтобы я починил вам туфли именно так».

Был в том городе прекрасный зубной лекарь, свое дело он знал отлично. Но с приездом торговца люди стали бояться ходить к лекарю: одному пациенту он вырвал здоровый зуб, другому вместо зубов лечил уши, третьему насыпал перца в рот вместо лекарства.

Но хуже всего было то, что некоторые добрые, трудолюбивые жители города вдруг изменились до неузнаваемости. Плотник подрался с соседом-парикмахером. Каменщик ругался на улице и задевал прохожих. Портной, дворник и продавец восточных сладостей обижали своих жен и детей, которых раньше любили, женщины и дети от этого плакали. Стекольщик и хлебопек, всегда такие аккуратные, однажды утром были найдены спящими: один в пыли у дороги, другой – в кустах городского парка.

Все эти люди сильно изменились и внешне. Глаза у них стали маленькими и бесцветными или, наоборот, налились кровью, носы стали красными или даже фиолетовыми, руки тряслись, ходили они, шатаясь, и производили впечатление больных. Горожане заметили, что некоторые люди часто заходили в лавку Ал Коголя, но покупали там не гвозди, горшки и нитки, а тонкие и  высокие бутылки. Когда они пили жидкость из этих бутылок, то морщились, а потом глаза у них краснели, говорили они грубыми голосами, часто ругались и даже дрались. Казалось, что злой джин переселялся из бутылок в этих людей, и тогда они, прежде добрые и умные, становились злыми и вели себя глупо и некрасиво. Горе, слезы, беда пришли в их дома.

А в это время таинственный приезжий распевал в своей лавке злую песенку:

Я кровожадный,

Я беспощадный,

Я злой разбойник Ал Коголь!

И мне не надо

Ни мармелада,

Ни шоколада,

А только глупеньких людей!

Я буду еще страшней,

И погублю я всех  людей!

Горожане обратились за помощью к бескорыстным и добросердечным мудрым старцам. И вот что они ответили:

-Всегда идет борьба между добром и злом, правдой и ложью, справедливостью и наличием. Добрые люди опираются в этой борьбе на совесть и честь, злые – на обман и невежество, корыстолюбие и зависть. Не всегда, к сожалению, побеждает добро. Особенно трудно бывает бороться со злом, когда на помощь ему приходит алкоголь.

-Ал Коголь! – воскликнули горожане, — да ведь так зовут приезжего торговца.

-Как выглядит неизвестный торговец? – спросили мудрецы.

Он страшными глазами сверкает,

Он страшными зубами стучит,

Он страшный костер зажигает,

И в лавке страшное зелье кипит:

«Алкоголь!

Алкоголь!

Алкоголь!»

-Да, — ответили мудрецы, — наверное, он и есть злой оборотень.

«Ал Коголь»  на одном из древних восточных языков значит «дурманищий». Именно злым дурманом наполнены бутылки. Жидкость эту называют вином, или водкой, или другим словом, но действует она всегда одинаково – дурманит головы людей, которые ее пьют. Они перестают быть самими собой, оказываясь во власти злой и жестокой силы, которая заставляет их вести себя грубо, глупо, обидно для окружающих и для самих себя. Алкоголь разрушает сначала души, а потом тела людей, но делает это медленно, незаметно, и в этом его большая опасность.

-В давние времена, — продолжали свой рассказ мудрецы, — существовала легенда, что тот, кто выпьет рюмку этого зелья, превратится в орла, которого без труда заклюет курица; тот, кто выпьет две рюмки, превратится в барана – самого безмозглого в стаде; а тот, кто выпьет три рюмки, станет свиньей и будет валяться в грязи, никогда не видя ни зеленой листвы на весенних деревьях, ни сияния звезд в ночном небе.

Пьяный несчастнее сам и приносит горе другим. Если мы хотим жить счастливо и достойно, если мы не хотим впустить в наши дома горе и слезы, то надо объединиться и выгнать эту нечисть из города.

Люди вняли совету мудрецов. Они изгнали злого оборотня Ал Коголя и разбили все бутылки с дурманящей отравой.

Сапожник и зубной лекарь, плотник и парикмахер, каменщик и портной, дворник и продавец скоро выздоровели и опять стали добрыми, честными и умными людьми. И никто из горожан никогда не напоминал о болезни.

Далее учитель проводит анализ сказки «История про злого оборотня по имени Ал Коголь и горожан, которые его победили» по вопросам:

-Кто приехал в восточный  город? Как звали приезжего?

-Чем торговал приезжий?

-Какие странные вещи стали происходить в городе после приезда чужестранца? Почему?

-Как стал работать сапожник? Как он починил туфли?

-Почему люди стали бояться ходить к зубному лекарю?

-Что произошло с аккуратными людьми?

-Почему плакали дети?

-Опишите, как выглядели люди, которые часто заходили в лавку Ал Коголя и покупали высокие бутылки с таинственной жидкостью.

-К кому обратились за советом жители города?

-Какую старинную легенду рассказали мудрецы? В кого превращались люди, которые выпили одну рюмку? Выпили две рюмки? Выпили три рюмки?

-Что сделали жители по совету мудрецов и зачем?

-Как стали жить горожане после того, как изгнали злого оборотня Ал Коголя?

-Чему учит нас эта сказка? Какой вывод можно сделать?

Вывод: алкоголь опасен для нашего здоровья.

III. Беседа по теме занятия.

-Вино называют похитителем здоровья и рассудка. Алкоголь известен уже давно. А расскажет нам об этом зле герой, которому очень хорошо известна эта проблема. Слайд 4.

Появляется Дионис – Бог виноделия.

-Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8000 лет до н.э. Возможно, виноделие возникло еще до начала культурного земледелия. Так, известный путешественник Н.Н.Миклухо-Маклай наблюдал папуасов Новой Гвинеи, не умевших еще добывать огонь, но уже знавших приемы приготовления хмельных напитков. Чистый спирт начали получать в VI-VII веках арабы и назвали его «аль коголь», что означает «одурманивающий». Но даже в странах Азии, где потребление вина запрещалось религией, культ вина все же процветал и воспевался в стихах. В средневековье в Западной Европе также научились получать крепкие спиртные напитки путем возгонки вина и других бродящих сахаристых жидкостей. Согласно легенде, впервые эту операцию совершил итальянский монах алхимик Валентиус. Испробовав вновь полученный продукт и придя в состояние сильного опьянения, алхимик заявил, что он открыл чудодейственный эликсир, делающим старца – молодым, утомительного – бодрым, тоскующего – веселым. Алкоголь настолько быстро вошел в быт, что практически ни один художник, писатель или поэт не обходил эту тему.

В одном древнегреческом предании говорится, что люди, пьющие вино, сначала пьют как птички, затем рыкают как львы и, наконец, превращаются в ослов.

В русской истории бывали случаи, когда медаль – этот традиционный знак отличия – вручалась человеку отнюдь не в награду, а для острастки. Она отливалась из чугуна, имела форму восьмиконечной звезды, была величиной с тарелку и весила 1 пуд (16 килограмм). Надпись, выбитая с обеих сторон, гласила: «За пьянство». Эта регалия с помощью витой цепи надевалась на шею наказанного. Петр I с особой строгостью преследовал тех, кто в нетрезвом виде появлялся на службе.

В древней Индии также было категорически запрещено употребление спиртных напитков представителями высших каст. Служителей культа – браминов, изобличенных в пьянстве, заставляли пить кипящее вино до тех пор, пока не наступала смерть.

IV. Опыты, раскрывающие губительную силу алкоголя. Анализ результатов проведенных опытов.

Описание проведенных опытов.

Учитель вместе с учащимися ставит  опыты с алкоголем по проращиванию семян и головок лука и  влияние алкоголя на живые клетки (яичный белок). Между постановкой опытов и оценкой его результатов в среднем проходит 7-10 дней, в течение которых учитель и учащиеся поддерживают необходимые условия. Опыты проводились  на уроке «Окружающий мир».

№ п/п Материал, необходимый для опыта

Описание опыта

Описание результата, вывод
Первая часть

опыта (за 7-10 дней)

Вторая часть опыта (на внеклассном занятии)

1 опыт

Необходимы две головки лука; две чайные ложки технического этилового спирта (всегда есть в кабинете химии); два стакана этикетки «вода», «спирт». Готовим два стакана: в одном – вода, в другом – вода и одна чайная ложка спирта. В каждый стакан кладем по головке лука так, чтобы они только на 2/3 были погружены в жидкость. Стаканы помечаем, чтобы в дальнейшем не спутать. В один по мере убывания жидкости добавляем чистую воду, а в другой – воду со спиртом. Обучающиеся рассматривают и комментируют результаты опыта. Луковица в стакане с чистой водой даст корни, а луковица в стакане с водой со спиртом не прорастет, а начнет загнивать.

Вывод: чистая вода дает жизнь, а небольшое количество алкоголя – несет смерть, так как содержит ядовитые вещества.

2 опыт

Необходимы всхожие семена любых злаков (овса, пшеницы, ячменя), семена кабачков, тыквы, огурцов; две чайные ложки медицинского спирта); два блюдца; этикетки «вода», «спирт». Семена любого имеющегося злак делим на две части. Одну часть кладем во влажную, смоченную простой водой тряпицу, другую – также во влажную тряпицу, но смоченную спиртовой водой (на стакан воды – две чайные ложки спирта). Каждую группу семян кладем на свое блюдце, которые помечаем, чтобы не спутать, и в течение 7-10 дней смачиваем тряпочки: одну водой, другую – водой со спиртом. Обучающиеся рассматривают и комментируют результаты опыта. Семена, завернутые в тряпочку, смоченную водой, прорастут – появится нежная зелень; в другой тряпочке, смоченной водой со спиртом, семена не только не прорастут, а даже почернеют.

Вывод: чистая вода дает жизнь, а небольшое количество алкоголя – несет смерть, так как содержит ядовитые вещества.

3

опыт

Необходимы яичный белок и чайная ложечка медицинского спирта. Помещаем белок в стеклянную емкость и добавляем 1 чайную ложечку спирта. При смешивании спирта и яичного белка,  выпадение осадка (белок разрушается)

Вывод: спирт разрушает ДНК клеток

V.  Коллективная игра «Путешествие по организму человека» (о влиянии алкоголя на организм человека).

-Почему под воздействием алкоголя люди лишаются обычных своих способностей? На уроках «Окружающий мир» мы изучали с вами, что человек – это сложный живой организм. Его составляют сердце, легкие, желудок, печень, почки, органы чувств – каждый выполняет свою особую работу, слаженно взаимодействуя друг с другом. И любое токсическое вещество, как, например, алкоголь, может нарушить их слаженность.

Можно сравнить наш организм с большой фабрикой, где множество цехов. В них кипит работа, изготавливается нежная ткань. А алкоголь уподобим разбойнику, который проник на фабрику.

Учитель демонстрирует изображение «разбойника- алкоголя».

-Этот разбойник мечется по цехам: гасит лампы, ломает инструменты, оборудование и нарушает слаженную работу всей фабрики, то есть организма человека. Проникнув вместе с вином, водкой или пивом, алкоголь ведет токсическую, образно говоря, «вредительскую» деятельность.

-Прежде всего «разбойник- алкоголь» спешит в «цех» нервной системы. Слайд 6- 7.

Учитель демонстрирует изображение  «цеха» нервной системы (рисунок 1).

-Отгадайте загадку:

Горшочек умен,

Семь дырочек в нем.

(Голова, головной мозг)

-Головной мозг относится к нервной системе человека. Ребята, вспомните, что относится к нервной системе человека. (Головной мозг, спинной мозг, нервы. По одним нервам идут сигналы от наших органов чувств к мозгу, а по другим – от головного мозга идут приказы к мышцам, внутренним органам.)

-Правильно! Образно головной мозг можно представить в виде кукловода. Тот держит в своих руках нити управления куклами. А мозг управляет нашим поведением, настроением. Когда же разбойник — алкоголь проникает в нервную систему, он тормозит проведение сигналов к мозгу и от мозга, как бы замедляет скорость реагирования.

Рисунок 1.

Но он поражает не только нервную систему. Попав в организм, он направляется и к другим жизненно важным органам – сердцу, легким, нарушая их нормальную деятельность.

-Отгадайте загадку:

День и ночь стучит оно,

Словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг

Прекратится этот звук.

(Сердце)

-Наше сердце работает, не останавливаясь ни на минуту на притяжении всей жизни. Его можно сравнить с работой насоса. Сердце перекачивает кровь, заставляя ее течь в самые отдаленные уголки нашего организма. Мы можем почувствовать его работу, прощупав у себя пульс. Но чтобы неустанно работать на протяжении всей жизни, сердце нуждается в постоянном притоке питательных веществ и кислорода. Разбойник Ал Коголь  препятствует усвоению этих питательных веществ и кислорода, в результате чего сердце может остановиться, и наступает смерть.

Учитель демонстрирует изображение губительного действия  «разбойника-алкоголя» на сердце человека (рисунок 2). Слайд 8.

Рисунок 2.

-Прочитайте ребус:

Ответ: легкие.  Слайд 9.

Другим жизненно важным органом, работе которого мешает алкоголь, являются легкие. Они так же, как и сердце не останавливаются ни на минуту в течение всей нашей жизни. Сосчитайте, сколько вдохов и выдохов вы делаете за одну минуту.

Вы помните, что легкие отдают  во внешнюю среду отработанный, бедный кислородом воздух и забирают (засасывают) свежий, богатый кислородом воздух. Значит, легкие работают как воздушный насос. Алкоголь же непосредственно повреждает ткань легких, делая ее проницаемой для микробов, которые вызывают различные легочные заболевания.

Учитель демонстрирует иллюстрацию, на которой «разбойник Ал Коголь» повреждает легкие человека (рисунок 3). Слайд 10.

 

Рисунок3.

-Прочитайте ребус:                      Слайд 11.

Ответ: кровь.

-Вредно воздействует алкоголь и на кровь. Расскажите, что представляет собой кровь? Почему она красного цвета? (Кровь красного цвета потому, что в ней содержатся красные кровяные шарики. Они способны соединяться с кислородом воздуха и доставлять его к каждой клеточке организма.) Слайд 12.

-Вспомните, долго ли течет кровь из раны? Объясните, почему. (Недолго, потому что в крови кроме красных кровяных шариков есть еще красные кровяные тельца, которые склеиваются друг с другом и закрывают место укола или пореза, и кровь не вытекает.)

-Какие элементы  в крови помогают организму бороться с микробами? (В крови есть белые кровяные тельца, которые борются и уничтожают микробов, проникших в организм.)

-Что же происходит, когда алкоголь приникает в кровь? (Белые кровяные тельца уже не могут успешно бороться с микробами, красные – разносить кислород и помогать останавливать кровотечение. В результате нарушается нормальная работа всего организма.)

-Какой же орган начинает бороться с алкоголем? Какой орган стремиться как можно быстрее обезвредить и вывести его вон?

Прочитайте ребус и сможете ответить на эти вопросы. Слайд 13-14.

Ответ: печень.

-Печень обезвреживает алкоголь. Но для этого требуется время: час на 1 грамм алкоголя. Сколько времени потребуется, чтобы вывести 10 грамм алкоголя? (10 часов)

-Времени требуется очень много, поэтому не всегда в сражении с алкоголем побеждает печень. Некоторые ее клетки, пораженные алкоголем, гибнут. А иногда скорость токсического воздействия настолько превосходит скорость обезвреживания печенью, что случается смерть. В особенности это касается детей, у которых этот орган еще не совсем сформирован и легко поддается токсическим воздействиям.

Учитель демонстрирует иллюстрации с изображением специального транспорта «Скорая помощь», «Пожарная», «Милиция». Слайд 15. 

-Какова одна общая причина, которая может привести к пожару, увечьям, смерти, воровству? (Алкогольное опьянение). Слайд 16.

-Алкоголь будучи общеклеточным ядом, при всасывании в кровь преимущественно влияет на ЦНС. Вначале наступает торможение: снижается критика, контроль над своим поведением (алкоголь еще называют «похитителем рассудка»), нарушается точность и координация движений – человек становится бестактным, грубым. Пьяный хуже различает цвета, слабо реагирует на изменение красного и зеленого цветов светофора. Если это водитель, то он может сбить человека прямо на пешеходном переходе. Пьяный человек плохо держится на воде, поэтому легко может захлебнуться, потерять сознание и утонуть.

После заторможенности у некоторых людей наступает агрессивность, раздражительность, вспыльчивость. Одних приступы ярости приводят к дракам, других алкоголь толкает в среду хулиганов и преступных элементов, третьих превращает в их жертв. Преступления в среде несовершеннолетних в большинстве своем также являются результатом пьянства. Поэтому пьяных людей следует обходить стороной.

Вывод: алкоголь опасен в любом возрасте, особенно в детском и подростковым. Он делает человека зависимым, к нему быстро привыкают. Организм постепенно разрушается. Такую ошибку исправить трудно. Лучше ее не делать.

VI. Физкультминутка.

Учащиеся выполняют упражнения за учителем и проговаривают хором  вслух стихотворение.

Ты должен знать свое тело,

Знать и любить.

Самое первое дело – в мире с ним жить.

Каждую клеточку тела

Нужно понять,

Пользоваться умело

И охранять.

VII. Ролевая игра «Сумей сказать – НЕТ!»

Инсценировка  басни С.Михалкова « Непьющий воробей».

Учащиеся читают басню по ролям, разыгрывая ситуацию.

Действующие лица: автор, воробей, сова, дятел-тамада.

Случилось это

Во время птичьего банкета:

Заметил Дятел-тамада,

Когда бокалы гости поднимали,

Что у Воробушки в бокале –

Вода! Фруктовая вода!!

Подняли гости шум, все возмущаться стали,

«Штрафной» налили Воробью.

А он твердит свое: «Не пью! Не пью! Не пью!» —

«Не поддержать друзей? Уж я на что больная, —

Вопит Сова, а все же пью до дна я!» —

«Где ж это видано, не выпить за леса

И за родные небеса?!» —

Со всех сторон стола несутся голоса.

Что делать? Воробей приклювил полбокала.

«Нет! Нет! – ему кричат. – Не выйдет! Мало! Мало!

Раз взялся пить, так пей уже до дна!

А ну налить ему еще бокал вина!»

Наш скромный трезвенник недолго продержался –

Все разошлись, он под столом остался…

Учитель проводит анализ предложенной ситуации в басне С.Михалкова «Непьющий воробей» по вопросам:

-Что вы можете сказать о характере главного героя – воробья?

-Почему воробей не сумел отказать, сказать «НЕТ»?

-Как бы вы поступили на месте героя басни? Как бы вы ответили, оказавшись на месте воробья?

Далее учитель проводит групповую игру.

По сигналу учителя учащиеся делятся на группы по два человека и проигрывают ситуацию, как лучше сказать слово «Нет».

-Какой ответ вам больше нравится? Почему?

Варианты ответов: Слайд 17. 

●Нет, спасибо, я не хочу.

●Спасибо, я уже…

●Спасибо, вино опасно для моего здоровья, поэтому я воздержусь от его употребления.

●Спасибо, у меня сегодня тренировка, это может повлиять на спортивные результаты.

●Нет, я не хочу, у меня будут проблемы с родителями.

●Нет, я буду себя потом плохо чувствовать.

●Спасибо, но  сейчас я вынужден уйти, меня ждут родители.

●Спасибо, с удовольствием попробую.

●Нет, я спешу на тренировку.

●Нет, мне надо закончить дела.

Затем учитель проводит анализ ответов, которые выбрали учащиеся.

Какой ответ вам было произнести труднее всего?

-Какой ответ вам было произнести легче всего?

-Как вы думаете, почему?

-По мнению психологов наиболее эффективный ответ: «Спасибо, мне надо закончить дела».

-Есть еще много вариантов отказа от употребления алкоголя. Приведите примеры.

-Я полагаю, что каждый из вас может гордиться собой, если научится самостоятельно мыслить, научится говорить НЕТ любым вредным привычкам. А как думаете вы?

Вывод: Пить могут начать трусливые ребята, которые боятся отказать взрослым или сверстникам, чтобы не показаться слабыми. Наоборот, если мальчик отказывается выпить, находит в себе силы, противостоят сверстникам – он настоящий мужчина.

VIII. Суд над предрассудками по поводу «полезности» алкогольных напитков. Решение ситуативных задач.

В класс приглашаются Бог виноделия  Дионис и древнегреческий герой Геракл. Учащиеся класса делятся на две команды: команда «Дионис» и команда «Геракл».

-Ребята! Закончился XX век, мы с вами живем в XXI веке. Идет новый виток научно-технической революции, компьютеры и сложнейшие автоматические приборы входят в нашу жизнь, но, к сожалению, в сознании отдельного человека и населения в целом еще много всевозможных предрассудков, то есть ложных понятий и представлений о тех или иных предметах или явлениях. Например, об алкогольных напитках, об их полезности.

Давайте с вами рассмотрим несколько ситуаций из жизни людей и решим вопрос о том, как «полезен» алкоголь.

Учитель зачитывает ситуативную задачу, учащиеся команды «Геракл» должны разрушить миф «полезности» алкоголя для здоровья человека.

Задача 1.

«Взрослый человек простыл. У него кашель, насморк, поднялась температура, а на работе срочные дела, и болеть никак нельзя. Возвращаясь, домой, он встречает соседа, которого часто видел под хмельком, и тот ему советует… Что он советует?»

Команда «Дионис»: «Существует мнение о том, что алкогольные напитки помогают лечить простуду».

Команда «Геракл»: «Это заблуждение, так как  алкоголь не оказывает прямого обезвреживающего действия на микробы, а тормозит защитные силы организма, препятствует в нейтрализации или уничтожении этих микробов. В крови есть специальные клетки – лейкоциты, которые, окружая, болезнетворные микробы, растворяют и «пожирают» их. Если же в крови имеется алкоголь, процесс замедляется или вовсе не происходит».

Задача 2.

«У взрослого человека плохой аппетит. Что он решает сделать?»

Команда «Дионис». «Некоторые люди считают, что алкогольные напитки (вино) улучшают аппетит».

Команда «Геракл». «Использование вина в этих целях ведет к извращению нормальной деятельности желудка и кишечника. Дело в том, что состав выделяемого под воздействием алкоголя желудочного сока существенно изменяется. В нем становится много соляной кислоты и мало пепсина, который необходим для пищеварения. Выделяемая кислота обжигающе действует на слизистую оболочку желудка, что может вызвать в нем боли, способствует развитию гастрита. Таким образом, употребление алкогольных напитков дает прямо противоположные результаты».

Задача 3.

«Взрослый человек устал на работе, по дороге домой попал в автомобильную пробку, пропустил важный звонок. Как он поднимет настроение?»

Команда «Дионис» «Многие люди пытаются с помощью алкоголя снять усталость, поднять настроение»

Команда «Геракл». «Данная веселость называется «эйфория» и является нездоровой, потому что вызвана расстройством центральной нервной системы. Алкоголь и отдых не совместимы».

-Знаменитый советский физик Ландау говорил, что рюмка спиртного способна вывести его на месяц из творческого состояния.

Задача 4.

«Зимой и весной многие люди переживают нехватку витаминов, такое заболевание называется «авитаминоз». Как можно укрепить свой организм в это время года?»

Команда «Дионис». «Существует мнение о питательности и пользе вин, как ценных  пищевых продуктах, содержащих витамины, минеральные вещества. Многие вино называют даром солнца, солнечным нектаром».

Команда «Геракл» демонстрирует сравнительную таблицу

«Питательные ценности пива и молока». Слайд 18.

Название витаминов, минеральных веществ.

Количество в 1 литре напитка

пиво

молоко

Вода 915 грамм 870 грамм
Углеводы 43 грамм 47 грамм
Белки 34 грамм
Жиры 38 грамм
Витамины А, В, С, Д, Е,КН, РР, минеральные соли 7 грамм
Микроэлементы (йод, марганец) 1 мг
Азотистые вещества 5 грамм
Алкоголь (являющийся внутриклеточным ядом) 37 грамм
Кобальт 1 мг
Мышьяк 1 мг
Медь 1 мг

В пиве, так же как и в вине содержатся в большом количестве микроэлементы: кобальт, мышьяк, медь, которые неблагополучно действуют на сердце.

Вывод: Алкоголь никоим образом не способствует улучшению и укреплению здоровья человека, а наоборот, вызывает тяжелые формы отравления организма человека и является причиной многих травм, чрезвычайных ситуаций.

Сам по себе алкоголь первоначально не имеет побудительной силы для человека, то есть без него можно радостно и интересно прожить жизнь.

IX. Рефлексия. Игра «Посади цветок».

-Рассмотрите два рисунка на доске. Какой цветок вы хотели бы посадить в своем саду? (Учащиеся выбирают крепкий и здоровый цветок). Слайд 19.

-Объясните свой выбор. (Такой цветок будет долго цвести, радовать людей и даст хорошие семена).

-Сейчас вам придется выбрать для своего крепкого и здорового цветка «лепестки».

На доске учитель демонстрирует карточки, вырезанные в форме лепестков, на которых записаны фразы:

●Я соблюдаю личную гигиену.

●Я занимаюсь спортом.

●Я употребляю спиртные напитки.

●Я правильно питаюсь.

●Я курю сигареты.

●Я правильно организую свой досуг.

●У меня нет вредных привычек.

●Я занимаюсь творчеством.

●Я не выполняю режим дня.

Учащиеся выбирают лепестки, на которых написаны положительные для здоровья фразы и прикрепляют к рисунку крепкого и здорового цветка.

X. Итог занятия. Решение кроссворда.

-Чтобы прочитать ключевую фразу, вам необходимо решить кроссворд.

Учитель зачитывает вопросы, учащиеся заполняют пустые клеточки и читают ключевую фразу: «СКАЖЕМ АЛКОГОЛЮ «НЕТ».

 

14
О
Д
У
Р
2 М
З 6 9 А
А 3 5 Т Т 10 12 Н 15
Р В 4 П Р 7 8 А Э 11 В 13 И Д 16
Я И Р Е А А К Б Й Л И З В И Т 17
1 Д Т Е Ч В В О А Ф Е Н Е А О Р О
С К А Ж Е М А Л К О Г О Л Ю Н Е Т
Е А М И Н А Р Е Р К Г Ь Щ И З Р
Р И М Ь И Н И И Р Е И С В А
Д Н Я О Я Е А Й О В
Ц Ы Д С Л
Е Т Н
Ь Н
И
Е

 

Вопросы к кроссворду:

  1. Центральный орган кровеносной системы, обеспечивающий жизнедеятельность организма (у человека – в левой стороне грудной полости).
  1. Совокупность физических упражнений, выполняемых для поддержания здоровья, бодрости, жизненной активности.
  1. Органическое вещество, необходимое для нормальной жизнедеятельности организма.
  1. Установленный распорядок жизни; порядок какой-либо деятельности человека.

5. Крупная пищеварительная железа животных и человека, вырабатывающая      желчь, и  выводящая из организма человека ядовитые вещества, содержащиеся в алкоголе.

  1. Повреждение организма внешним воздействием (при ранении, ушибе), которое очень часто получают люди, выпившие алкогольные напитки.
  1. Серьезное повреждение, которое происходит, когда водитель садится за руль в нетрезвом состоянии.
  1. Продолжите поговорку: «Пьяному море по …»
  1. Травянистое растение с крупными листьями, из которых посредством сушки и измельчения получают волокнистую массу, а также сама эта масса, используемая для курения.
  1. Нездоровое радостное, веселое настроение человека, которое достигается путем распития спиртных напитков.
  1. Орган дыхания у человека и наземных позвоночных животных, расположенный в грудной клетке.
  1. Ягоды, из которых получают вино.
  1. В данном ребусе зашифровано простонародное название спиртных напитков.

Слайд 20.

  1. В переводе слово «алкоголь» звучит …
  1. Древнегреческий бог виноделия.
  1. Состояние не пьющего человека, воздерживающегося от употребления спиртных напитков.
  1. Болезненное состояние организма после употребления ядовитых веществ и алкогольных напитков.

-Давайте хором прочитаем ключевую фразу нашего кроссворда:

«СКАЖЕМ АЛКОГОЛЮ «НЕТ».

-Примите верное решение, чтобы никогда об этом не пожалеть.

Приложение

●Игра «Наборщик» 

-Какие слова можно составить из букв слова «Спорт» и из букв слова «Болезнь»?

БОЛЕЗНЬ                                       СПОРТ

Лень                                                 порт

Боль                                                  рот

Зол                                                    сор

 

Пословицы и поговорки народов мира о вреде алкоголя. Слайд 21.

Народная мудрость практически у всех народов мира осуждала и осуждает выпивки и пьянство.

Человеку грош цена, коль любитель он вина. (Русская)

Было ремесло, да хмелем поросло. (Русская)

Вино любить – себя губить. (Русская)

Кто ищет в водке силы, тот ходит на краю могилы. (Русская)

Тот себе вредит, кто в рюмку глядит. (Русская)

Где опьянение, там и преступление. (Русская)

Река начинается с ручейка, а пьянство — с рюмочки. (Русская)

Не велика честь пьяницей слыть, а велика – пьющим быть. (Русская)

Вино не красит, но ум гасит. (Русская)

Вино входит – ум выходит. (Русская)

С пьяным водиться, что в крапиву садиться. (Украинская)

Осел опасен сзади, козел – спереди, а пьяница – со всех сторон. (Армянская)

Кто вино пьет, у того родители плачут. (Армянская)

Лучше пресная вода, чем гранатное вино. (Армянская)

Поздоровавшись с водкой, прощайся с умом. (Грузинская)

Не идут рога ослице – хмель не красит человека. (Грузинская)

Кто от чумы уцелел, тот от хмеля умер. (Адыгейская)

Когда появляется вино, удаляется мудрость. (Узбекская)

Вино хоть и чистое, а жизнь мутит». (Удмуртская)

Водка и мудреца делает дураком. (Монгольская)

Алкоголь —  гончая собака смерти: он толпами загоняет людей в ее пасть. (Немецкая)

Вино входит, разум выходит. (Японская)

Пристрастие к вину закрывает двери для всех достоинств и открывает для всех пороков. (Арабская)

Друг вина – свой собственный враг. (Польская)

Упражняй силу в спортивных играх, а не в поднимании кубка. (Греческая)

И умные от вина голову теряют. (Финская)

Хищному зверю да пьянице веры нет. (Бенгальская)

От вина сначала гибнет ум, потом – человек. (Индийская)

В вине тонет больше людей, чем в море. (Английская)

Лучше веселым скушать супа, чем сердитым выпить вина. (Китайская)

Вино пить — веревку для своей шеи вить. (Вьетнамская)

 

Напишите первый комментарий

Оставьте ответ

Ваш email не будет отображаться.


*