Подготовила и провела: учитель начальных классов Кравченко Н.В.
Цель урока: познакомить с приёмами деления числа на 1, на само себя, деление нуля на число, на основе связи с действием
умножения.
Задачи:
- обоснование и формулирование правила деления натурального числа на единицу, на само себя, деление нуля;
— решение заданий с целью формирования навыка деления на единицу, числа на само себя, деление нуля. - Развивать умение анализировать и систематизировать знания, уметь выделять главное, существенное, формулировать выводы;
- Формировать коммуникативные компетенции учащихся.
Предметные результаты:
Знать: правила деления.
Уметь:
- применять данные правила на практике.
Метапредметные результаты:
— овладение способностью принимать и сохранять учебную задачу;
— формировать умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
— освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
— формирование умения работать с информацией, овладение операциями мышления (анализ, синтез, классификация, группировка);
— формирование умения слушать и слышать, ясно и четко излагать свою точку зрения, распределять роли в парах, группах и выполнять соответственно ролям и функциям;
— формировать умения работать в информационно — образовательной среде, осуществлять выбор партнёра, материалов, выбор разного уровня заданий в карточках, выбор центров активного обучения.
Тип урока: формирование новых знаний и умений.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Методы: словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые, контроля и самоконтроля.
Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия:
Личностные:
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
• способность высказывать суждение и давать им обоснование.
Регулятивные:
• умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
• учить принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
• выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
• работать самостоятельно и в группе;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.
Коммуникативные:
• умение оформлять свои мысли с комментированием практических ситуаций;
• слушать и понимать речь других;
• совместно договариваться при работе в паре;
• сотрудничестве со сверстниками.
Познавательные:
• устанавливать причинно-следственные связи внутри математических действий, осуществлять поиск нужной информации;
• ориентироваться в своей системе знаний;
• отличать новое от уже известного с помощью учителя;
• добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Дидактические средства: мультимедийная презентация, задание для работы в парах и группах, оценочные листы.
Структура и ход урока
Этапы работы | Содержание этапа | |
1 | Организационно — подготовительный
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать созданию условий для эффективной работы на уроке.
Задачи: создать положительный эмоциональный настрой; вызвать интерес к предстоящей деятельности.
|
Релаксационная игра «Дерево». Цель игры: данная игра проводится для снятия волнения, напряжения, она придаёт чувство уверенности в себе и своих силах. Слайд 2.
— Встаньте, ноги на ширине плеч, руки свободно опустите вдоль тела. Глаза закройте. Представьте себя могучим, сильным дубом. Ноги – корни крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверенно и спокойно. Ствол – тело ровен и гибок, он слегка покачивается, но не ломается. Ветви — руки свободно «колышутся» вдоль тела. Листья – пальцы легко шелестят, слегка задевая друг друга. Крона – голова чиста и свежа. Вы прекрасное дерево. Вы уверены в себе и спокойны. И у Вас всё получиться!!! Откройте глаза и садитесь. Примите позу ученика. Слайд 3. На уроке будь старательным, будь спокойным и внимательным. Все пиши, не отставая, Слушай не перебивая, Говори чётко, внятно, Чтобы было всё понятно. Если хочешь отвечать, Надо руку поднимать. —Покажите свое настроение перед началом урока. — Откройте тетради и запишите дату, классная работа. -Что вы можете сказать о числе 16? (Оно двузначное; оно чётное; состоит из разряда десятков и разряда единиц). — Сколько десятков и сколько единиц в нём? (1десяток и 6 единицы). — Составьте выражения со значением равным 16. |
2
А)
Б)
В) |
Изучение учебного материала
Актуализация опорных знаний Цель, которая должна быть достигнута учащимися: повторить материал необходимый для открытия новых знаний. Цель, которую хочет достичь учитель: организовать работу по повторению сведений, необходимых для открытия новых знаний.
Постановка учебной задачи
Цель, которую хочет достичь учитель: способствовать выявлению затруднения при выполнении задания и постановке учебной задачи.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: осмыслить возникшую трудность при выполнении задания и определить учебную задачу.
Открытие новых знаний
Цель, которую хочет достичь учитель: способствовать обсуждению проекта решения учебной задачи.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: обсудить проект решения учебной задачи и открыть новые сведения для ее решения.
|
— Сегодня на уроке вы будете исследователями. А что будет предметом нашего исследования, вы узнаете, если ответите на мои вопросы.
Сколько лет в яйце цыплёнку, Сколько крыльев у котёнка, Сколько в алфавите цифр, Сколько гор проглотит тигр, Сколько мышка весит тонн, Сколько в стае рыб ворон, Сколько зайцев съела моль, Знает только число … ! (0)
Сколько солнышек за тучкой, Сколько стержней в авторучке, Сколько у слона носов, Сколько на руке часов? Знает и собой гордится, Число-столбик … . (1) -Что будем исследовать на уроке? (0 и 1). А что именно исследовать вы узнаете выполнив следующее задание: 1 вариант 91-1= 90 54∙1= 54 31-0= 31 0+15= 15 1+76= 77 98-1= 97 2 вариант 64+0= 64 18∙0= 0 1∙35= 35 25+1= 26 36-0= 36 72∙0= 0 Оцените свои знания на данном этапе (+, !, -). Результаты занесите в оценочный лист «Ладошка» Какое математическое действие вы не выполняли с нашими героями? (деление). — Сформулируйте тему нашего урока. (на доске «Деление на 1, на само себя. Деление нуля на число».) Как вы думаете, достаточно ли нам уже имеющихся знаний, чтобы выполнить деление с этими числами.
— Человек если движется без цели, то он не знает, куда и зачем он идёт, может запутаться и потеряться. Чтобы с нами такого не случилось, давайте поставим цель и определим задачи на этот урок. — Цель нашего исследования? (
Назовите задачи нашего исследования (Задачи уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги):
Открыть законы деления … на 1, само себя, деление нуля на число Учиться применять…. их при решении задач и выражений.
Давайте попробуем наметить план работы на урок. · Деление на 1. · Деление на само себя.
— Как будем решать учебные задачи? Откроем новые знания сами или прочитаем правило в учебнике? Ребята, послушайте, пожалуйста, что говорил французский математик Д.Пойя: “Лучший способ изучить что-либо — это открыть самому”. Вы готовы к открытиям? Как будем открывать новые знания? Все вместе, каждый сам, в парах или в группах?(В группах) 1 ряд будет открывать закон деления на 1. 2 ряд – закон деления любого числа на само себя. З ряд – закон деления нуля на любое число. (с.78 №245). Получите маршрутные листы и начинайте открывать законы математики.
Какие знания мы открыли? Сформулируйте законы деления которые вы открыли?
Физминутка (интерактивная) |
3 | Осознание и осмысление учебного материала
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: применять полученные знания на практических упражнениях.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: Проверить осознанность усвоения учебного материала.
|
Работа в парах.
— Кто уже чувствует в себе силу самостоятельно применить новые знания и получить звание «умников» и «умниц»? Кому нужна помощь? (Как правило, никому) — Сейчас наши герои предлагают поработать в парах. Давайте повторим правила работы в парах: 1.Думаю сам, говорю товарищу. 2.Слушаю товарища, принимаем общее решение. 3.Делимся результатом с классом.
-Что нужно сделать в следующем задании? 16… 16= 1 16…1= 16 0 …16= 0 16… 1= 15 16…0= 0 Одна пара у доски. Проверьте по экрану. — Встаньте все, кто не сделал ни одной ошибки (аплодисменты).
Решение задачи № 249 (слайд 19) А) Составление схемы на интерактивной доске. — Прочитайте условие задачи и подумайте, как удобнее выполнить краткую запись. (схемой). О чём говорится в задаче? (Об опятах, лисичках, подосиновиках, белых грибах) — Что известно в задаче? — Что сказано о лисичках? (Их в 8 раз меньше, чем опят). — Что сказано о подосиновиках? (Их в 6 раз больше, чем лисичек). — Что сказано о белых грибах? (Их на 12 меньше, чем подосиновиков) -Составьте программу решения и запишите решение самостоятельно. Б) Проверка решения. 1) 56 : 8 = 7(л.) 2) 7 * 6 = 42(п.) 3) 42-12 = 30 (б.) Ответ: Оцените свои знания на данном этапе (+, !, -). Результаты занесите в оценочный лист «Ладошка»
|
4 | Закрепление учебного материала
Цель для учителя: оценить, насколько учащиеся освоили новый материал.
Цель для учащихся: определить степень усвоения учебного материала. |
Давайте проверим насколько хорошо, вы усвоили новый материал? Найдите значения следующих выражений .(слайд № )
Взаимопроверка. Оценивание (в оценочный лист). Результаты на дереве познания. |
5 | Рефлексия
Цель для учителя: содействовать осознанию уч-ся своей учебной деятельности и деятельности класса. Цель для учащихся: сознание учащимися своей УД, самооценка результатов своей деятельности и деятельности класса.
|
-Ребята, давайте вернемся в начало урока.
Какая была тема урока? — Обратимся к плану, составленному в начале урока, сделаем отметки о выполнении: УЗНАЛИ законы деления ? Научились применять их на практике? — Какие открытия для себя вы сделали сегодня?
— Что получится при делении любого числа на единицу? — Что получится при делении любого числа на само себя? — Что получится при делении нуля на любое число? — Какое важное правило вы должны были запомнить? — Кого бы вы могли похвалить сегодня?
¾ Кому-то сегодня было легко, кому-то пока было трудновато. Как оцениваете свою работу на уроке? (Самооценка –дети поднимают зеленые, желтые, красные круги) Зеленый — доволен собой, у меня всё получилось; Жѐлтый – доволен собой, хотя у меня не всѐ получилось; Красный – мне нужна помощь. — Давайте скажем нашим героям «спасибо» и «до свидания»!
Какое настроение у вас в конце урока? — настроение лучше, чем было до урока; — осталось таким же; — стало хуже.
Молодцы! Спасибо за урок! |
6 | Домашнее задание на выбор
Цель для учителя: оценить, насколько обучающиеся поняли тему. Цель для учащихся: закрепить знания по теме. |
1. Придумать сказку о нуле и единице
2. С.80. №248
|
Приложение.
Группа №1
Используя равенство 7 1 = 7, 5 1 = 5,найдите значения выражения 7: 1 = и 5: 1 =
Сделайте вывод и сформулируйте закон деления любого числа на.
Группа №2
Используя равенство 7 1 = 7, 5 1 = 5,найдите значения выражения 7: 1 = и 5: 1 =
Сделайте вывод и сформулируйте закон деления любого числа на .а : 1 =
Группа №3 Используя равенство 7 1 = 7, 5 1 = 5,найдите значения выражения 7: 7 = и 5: 5 =
Сделайте вывод и сформулируйте закон деления любого числа на само себя.
Группа №4 Используя равенство 7 1 = 7, 5 1 = 5,найдите значения выражения 7: 7 = и 5: 5 =
Сделайте вывод и сформулируйте закон деления любого числа на само себя.
Группа №5Разделите на калькуляторе на любое однозначное число,на любое двузначное,на любое трёхзначное.Запишите эти равенства:______________________________________________
Сделайте вывод и сформулируйте закон деления нуля на любое число.
Группа №6 Разделите на калькуляторе любое однозначное число на 0, любое двузначное на 0,любое трёхзначное на 0.
Сделайте вывод.
Оставьте ответ