Урок математики в 3 классе. «Деление любого числа на 1, само себя. Деление нуля на число. Невозможность деления на 0».

Подготовила и провела: учитель начальных классов Кравченко Н.В.

Цель урока: познакомить с приёмами деления числа на 1, на само себя, деление  нуля на число, на основе связи с действием

умножения.

Задачи:

  • обоснование и формулирование правила деления натурального числа на единицу, на само себя, деление нуля;
    — решение заданий с целью формирования навыка деления на единицу, числа на само себя, деление нуля.
  • Развивать умение анализировать и систематизировать знания, уметь выделять главное, существенное, формулировать выводы;
  • Формировать коммуникативные компетенции учащихся.

Предметные результаты:

Знать: правила деления.

Уметь:

  • применять данные правила на практике.

              Метапредметные результаты:

— овладение способностью принимать и сохранять учебную задачу;

       — формировать умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

        — освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
—  формирование умения работать с информацией, овладение операциями мышления (анализ, синтез, классификация, группировка);

        — формирование умения слушать и слышать, ясно и четко излагать свою точку зрения, распределять роли в парах, группах и выполнять соответственно ролям и функциям;
— формировать умения работать в информационно — образовательной среде, осуществлять выбор партнёра, материалов, выбор разного уровня заданий в карточках, выбор центров активного обучения.

 Тип урока: формирование новых знаний и умений.

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Методы: словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые, контроля и самоконтроля.

Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия:
Личностные:
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
• способность высказывать суждение и давать им обоснование.
Регулятивные:
• умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
• учить принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
• выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
• работать самостоятельно и в группе;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.
Коммуникативные:
• умение оформлять свои мысли с комментированием практических ситуаций;
• слушать и понимать речь других;
• совместно договариваться при работе в паре;
• сотрудничестве со сверстниками.
Познавательные:
• устанавливать причинно-следственные связи внутри математических действий, осуществлять поиск нужной информации;
• ориентироваться в своей системе знаний;
• отличать новое от уже известного с помощью учителя;
• добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проек­тор, интерактивная доска.

Дидактические средства: мультимедийная презентация, задание для работы в парах и группах, оценочные листы.

Структура и ход урока

Этапы работы Содержание этапа
1 Организационно — подготовительный

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

подготовиться к продуктивной работе на уроке.

 

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

способствовать созданию условий для эффективной работы на уроке.

 

Задачи: создать положительный эмоциональный настрой; вызвать интерес к предстоящей деятельности.

 

 

Релаксационная игра «Дерево». Цель игры: данная игра проводится для снятия волнения, напряжения, она придаёт чувство уверенности в себе и своих силах. Слайд 2.

 

— Встаньте, ноги на ширине плеч, руки свободно опустите вдоль тела. Глаза закройте. Представьте себя могучим, сильным дубом. Ноги – корни крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверенно  и спокойно. Ствол – тело ровен и гибок, он слегка покачивается, но не ломается. Ветви — руки свободно «колышутся» вдоль тела. Листья – пальцы легко шелестят, слегка задевая друг друга. Крона – голова чиста и свежа. Вы прекрасное дерево. Вы уверены в себе и  спокойны. И у Вас всё получиться!!! Откройте глаза и садитесь. Примите позу ученика.

Слайд 3.

На уроке будь старательным,

будь спокойным и внимательным.

Все пиши, не отставая,

Слушай не перебивая,

Говори чётко, внятно,

Чтобы было всё понятно.

Если хочешь отвечать,

Надо руку поднимать.

Покажите свое настроение перед началом урока.

— Откройте тетради и запишите дату, классная работа.

-Что вы можете сказать о числе 16? (Оно двузначное; оно чётное; состоит из разряда десятков и разряда единиц).

— Сколько десятков и сколько единиц в нём? (1десяток и 6 единицы).

— Составьте  выражения со значением равным 16.

2

 

 

А)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В)

Изучение учебного материала

 

 

Актуализация опорных знаний

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: повторить материал необходимый для открытия новых знаний.

Цель, которую хочет достичь учитель: организовать работу по повторению сведений, необходимых для открытия новых знаний.

 

 

 

 

 

 

 

Постановка учебной задачи

 

Цель, которую хочет достичь учитель: способствовать выявлению затруднения при выполнении задания и постановке учебной задачи.

 

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: осмыслить возникшую трудность при выполнении задания и определить учебную задачу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытие новых знаний

 

Цель, которую хочет достичь учитель: способствовать обсуждению проекта решения учебной задачи.

 

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

обсудить проект решения учебной задачи и открыть новые сведения для ее решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сегодня на уроке вы будете исследователями. А что будет предметом нашего исследования, вы узнаете, если ответите на мои вопросы.

Сколько лет в яйце цыплёнку,

Сколько крыльев у котёнка,

Сколько в алфавите цифр,

Сколько гор проглотит тигр,

Сколько мышка весит тонн,

Сколько в стае рыб ворон,

Сколько зайцев съела моль,

Знает только число … ! (0)

 

Сколько солнышек за тучкой,

Сколько стержней в авторучке,

Сколько у слона носов,

Сколько на руке часов?

Знает и собой гордится,

Число-столбик … . (1)

-Что будем исследовать на уроке? (0 и 1). А что именно  исследовать вы узнаете выполнив следующее задание:

1 вариант

91-1= 90                         

54∙1= 54

31-0= 31

0+15= 15

1+76= 77

98-1= 97

2 вариант

64+0= 64

18∙0= 0

1∙35= 35

25+1= 26

36-0= 36

72∙0= 0

Оцените свои знания на данном этапе (+, !, -). Результаты занесите в оценочный лист «Ладошка»

Какое математическое  действие вы не выполняли с нашими героями? (деление).

— Сформулируйте тему нашего урока.  (на доске «Деление на 1, на само себя. Деление нуля на число».)

Как вы думаете, достаточно ли нам уже имеющихся знаний, чтобы выполнить деление с этими числами.

 

— Человек если  движется без цели, то он не знает, куда и зачем он идёт, может запутаться и потеряться. Чтобы с нами такого не случилось, давайте поставим цель и определим задачи на этот урок.

— Цель нашего исследования? (

 

Назовите задачи нашего исследования (Задачи уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги):

 

Открыть  законы деления … на 1, само себя, деление нуля на число

Учиться  применять…. их при решении задач и выражений.

 

Давайте попробуем наметить план работы на урок.

·                     Деление на 1.

·                     Деление на само себя.

  • Деление нуля на число.

  Как будем решать учебные задачи? Откроем новые знания сами или прочитаем правило в учебнике? Ребята, послушайте, пожалуйста, что говорил французский математик Д.Пойя: “Лучший способ изучить что-либо — это открыть самому”. Вы готовы к открытиям?

Как будем открывать новые знания? Все вместе, каждый сам, в парах или в группах?(В группах)

1 ряд будет открывать закон деления на 1.

2 ряд – закон деления любого числа на само себя.

З ряд – закон деления нуля на любое число. (с.78 №245).

Получите маршрутные листы и начинайте открывать законы математики.

 

Какие знания мы открыли? Сформулируйте законы  деления которые вы открыли?

 

Физминутка (интерактивная)

3 Осознание и осмысление учебного материала

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: применять полученные знания на практических упражнениях.

 

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

Проверить осознанность усвоения учебного материала.

 

 

 

Работа   в  парах.

— Кто уже чувствует в себе силу самостоятельно применить новые знания и получить звание «умников» и «умниц»? Кому нужна помощь? (Как правило, никому)

— Сейчас наши герои  предлагают поработать в парах.

Давайте повторим правила работы в парах:

1.Думаю сам, говорю товарищу.

2.Слушаю товарища, принимаем общее решение.

3.Делимся результатом с классом.

 

-Что нужно сделать в следующем задании?

16…  16= 1         16…1= 16                   0 …16= 0

16…  1= 15        16…0= 0

Одна пара у доски.

Проверьте по экрану.

— Встаньте все, кто не сделал ни одной ошибки (аплодисменты).

 

Решение задачи № 249  (слайд 19)

А) Составление схемы на интерактивной доске.

—  Прочитайте условие задачи и подумайте, как удобнее выполнить краткую запись. (схемой).

О чём говорится в задаче? (Об опятах, лисичках, подосиновиках, белых грибах)

— Что известно в задаче?

— Что сказано о лисичках?  (Их в 8 раз меньше, чем опят).

— Что сказано о подосиновиках? (Их в 6 раз больше, чем лисичек).

— Что сказано о белых грибах? (Их на 12 меньше, чем подосиновиков)

-Составьте программу решения и запишите решение самостоятельно.

Б) Проверка решения.

1) 56 : 8 = 7(л.)

2) 7 * 6 = 42(п.)

3) 42-12 = 30 (б.)

Ответ:

Оцените свои знания на данном этапе (+, !, -). Результаты занесите в оценочный лист «Ладошка»

 

4 Закрепление учебного материала

Цель для учителя: оценить, насколько учащиеся освоили новый материал.

 

Цель для учащихся: определить степень усвоения  учебного материала.

Давайте проверим насколько хорошо, вы усвоили новый материал? Найдите значения следующих выражений .(слайд № )

 

Взаимопроверка.   Оценивание (в оценочный лист). Результаты на дереве познания.

5 Рефлексия

Цель для учителя: содействовать осознанию уч-ся своей учебной деятельности и деятельности класса.

Цель для учащихся: сознание учащимися своей УД, самооценка результатов своей деятельности и деятельности класса.

 

-Ребята, давайте вернемся в начало урока.

Какая была тема урока?

Обратимся к плану, составленному в начале урока, сделаем отметки о выполнении:

УЗНАЛИ законы деления ?

Научились применять их на практике?

— Какие открытия для себя вы сделали сегодня?

 

—                           Что получится при делении любого числа на единицу?

—                           Что получится при делении любого числа на само себя?

—                           Что получится при делении нуля на любое число?

—                           Какое важное правило вы должны были запомнить?

—                           Кого бы вы могли похвалить сегодня?

 

¾    Кому-то сегодня было легко, кому-то пока было трудновато. Как оцениваете свою работу на уроке?

(Самооценка –дети поднимают зеленые, желтые, красные круги)

Зеленый  — доволен собой, у меня всё получилось;

Жѐлтый – доволен собой, хотя у меня не всѐ получилось;

Красный  – мне нужна помощь.

Давайте скажем  нашим героям «спасибо» и «до свидания»!

 

Какое настроение у вас в конце урока?

— настроение лучше, чем было до урока;

— осталось таким же;

— стало хуже.

 

Молодцы! Спасибо за урок!

6 Домашнее задание на выбор

Цель для учителя: оценить, насколько обучающиеся поняли тему.

Цель для учащихся: закрепить знания по теме.

1.      Придумать сказку о нуле и единице

2.      С.80. №248

 

Приложение.

Группа №1
Используя равенство 7  1 = 7,  5   1 = 5,найдите значения выражения 7: 1 =    и  5: 1 =
Сделайте вывод и сформулируйте закон деления любого числа на.

Группа №2
Используя равенство 7  1 = 7,  5   1 = 5,найдите значения выражения 7: 1 =    и 5: 1 =
Сделайте вывод и сформулируйте закон деления любого числа на .а : 1 = 

Группа №3 Используя равенство 7  1 = 7,  5   1 = 5,найдите значения выражения 7: 7 =    и 5: 5 =
Сделайте вывод и сформулируйте закон деления любого числа на само себя. 

         
Группа №4 Используя равенство 7  1 = 7,  5   1 = 5,найдите значения выражения 7: 7 =    и 5: 5 =

Сделайте вывод и сформулируйте закон деления любого числа на само себя.  

Группа №5Разделите на калькуляторе  на любое однозначное число,на любое двузначное,на любое трёхзначное.Запишите эти равенства:______________________________________________
Сделайте вывод и сформулируйте закон деления нуля на любое число. 

Группа №6 Разделите на калькуляторе   любое однозначное число на   0, любое двузначное на 0,любое трёхзначное  на 0.
Сделайте вывод.

Напишите первый комментарий

Оставьте ответ

Ваш email не будет отображаться.


*