Урок математики «Деление круга и окружности на равные части» 3 класс

Предмет Математика
Класс 3
Подготовила и провела Кравченко Наталья Владимировна, учитель начальных классов МКОУ «Старополтавская СШ»
Тема урока Деление круга и окружности на равные части
Цель урока Научить делить круг и окружность на равные части
Задачи Образовательная: познакомить обучающихся с приемами деления круга и окружности на равные части; совершенствовать знания и умения при работе с чертёжно-измерительными инструментами.

Развивающая: развивать память, внимание, коммуникативные общеучебные  умения, в том числе умение самостоятельно оценивать результат своих действий; развивать пространственное воображение, конструкторские навыки и творческое воображение, глазомер.

Воспитательная: воспитывать аккуратность, внимание, точность.

Тип урока Урок открытия новых знаний
Методы и формы обучения Словесные, наглядные, игровой, практический методы обучения, формы фронтальная и индивидуальная.
Образовательные ресурсы и оборудование ПК, проектор, презентация PowerPoint. Учебник 3 класс. Математика. Начальная школа XXI века. Печатная тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций. В.Н. Рудницкая Т.В., сигнальные карточки, раздаточный материал, карточка, циркуль, линейка.
Планируемые результаты
Предметные Метапредметные УУД Личностные
Обучающиеся познакомятся: с делением окружности на равные части.

Научатся: применять практические способы деления круга и окружности на 2, 3,4 равные части.

Познавательные: использовать знаково-символические средства для решения учебной задачи; осуществлять моделирование и выбор наиболее эффективных способов решения заданий в зависимости от конкретных условий; расширять кругозор обучающихся.

Регулятивные: приниматьи сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; учитывать правило в планировании и контроле способа решения; нацеливать на успешную деятельность;

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется);

научатся принимать и осваивать социальную роль учащегося, развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения; формировать навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности.

Технология проведения урока

Этапы
урока
Время (мин) Деятельность учителя Деятельность
обучающихся
Формы
орг.
на уроке
Универсальные учебные действия
(УУД)
1 2 3 4 5 6
 1. Организационный этап. Создание ситуации успеха. 1 (Слайд 1)

Приветствует учащихся,  эмоционально настраивает на учебную деятельность.

— Я рада приветствовать вас. Мне очень приятно видеть ваши светящиеся глаза, значит у вас хорошее настроение и нам вместе, сообща удастся решить любые задачи. Пожелайте друг другу успеха. Садитесь, пожалуйста.

Приветствуют учителя.

Усаживаются на своё рабочее место.

Настраиваются на рабочий лад.

Фронтальная Личностные: положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое.

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.

Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Актуализация знаний. 3 — Ребята, в течение всего урока вы будете оценивать свою работу и работу товарищей с помощью сигнальных карточек, которые лежат у вас на партах.

(Слайд №2)

Устная разминка:

1)Рассмотрите логические цепочки, определите правило, по которому они составлены и назовите ещё три числа.

·      50, 45,  40, 35, …, …, … (30,25,20,15,…) Слайд

·      100, 102, 104, 106 …, …, … (108, 110, 112)

2) — Найди лишнюю величину:

8 см², 16 кг, 37 см², 148 см², 10 см²

99 м, 37 м, 48 м², 45 м,  105 м

-Молодцы ребята.

 

 

 

Индивидуальная работа.

Познавательные: владение математической терминологией (круг, окружность, радиус, диаметр).Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. Оценивание (сравнение с эталоном) результатов своей деятельности.Личностные:  умение работать самостоятельно.
3.Целеполагание. Первичное усвоение новых знаний и способов действий. 7 1) Найдите лишнюю фигуру (Слайд 3-4)

— Почему остались эти фигуры? (округлой формы).

— Какую бы вы исключили ещё? (овал)

— Почему? Докажите.

— Чем отличается круг от окружности? (Окружность — это граница круга)

Назовите, предметы из окружающей обстановки, которые напоминают нам круг.

-Молодцы ребята.

-Какие знакомые вам предметы, имеют форму окружности?

2) Посмотрите на слайд (Слайд 5) .

— Что вы заметили? Из чего сделаны детали подделки?  (все детали поделки — круги и части круга)

ПРОБЛЕМА— Как вы считаете, что важно знать, чтобы сделать такую поделку? (из какого материала сделана, форму деталей, цвет деталей, размер деталей…)

— Как получить части круга? Каким способом? (Согнуть пополам и вчетверо)

Давайте попробуем сформулировать тему урока.

(Слайд 6)  «Тема  урока…»

Зачем уметь делить круг и окружность на равные части? (Слайд 7-8)

— Где мы можем применить в жизни умение  делить окружности на равные части? (торт, часы, поделки)

 

-Умеете ли вы делить круг на равные части?

— Возьмите круг и согните его пополам. Теперь разверните его. Посмотрите, на сколько равных частей линия сгиба разделила круг? (на 2)

— Как узнать, что вы разделили пополам? (стороны совпадают, линия сгиба проходит через центр круга).

— Ребята, линия сгиба, которая проходит через центр круга называется его осью симметрии.

— Как называется линия, проходящая через центр окружности или круга? (диаметр, ось симметрии, линия сгиба)

— Сколько их может быть? (множество)

-Возьмите круг и разделите его по оси симметрии на четыре равные части.

Возьмите  круг и попробуйте разделить на три части. Не получилось? А, чему мы сегодня должны научиться? Научиться что делать?

(Слайд 9) «Цель нашего урока научиться…» (делить круг и окружность на равные части)

Отвечают на вопросы (часы, тарелка, торт, солнце, диск, монета, пуговица). Приводят примеры(кольцо, обруч, баранка, сушка, бусы, колесо, спасательный круг, руль).

Отвечают на вопросы (согнуть, сложить пополам).

Отвечают на вопросы (деление) (круг, окружность)

(равные)

Определяют тему урока и цель урока

Фронтальная Регулятивные:контролирование процесса и результата деятельности, осознавание возникших трудностей, поиск их причины и путей преодоления.

Познавательные: формулирование проблемы, целеполагание.

Коммуникативные:умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, формулировать собственные мысли.

Личностные: формирование положительного отношения к познавательной деятельности.

4. Первичная проверка понимания 5 — Откройте РТ на с.6. Прочитайте задание №14. (Слайд 10)

— Что нужно сделать, чтобы разделить окружность на 2 равные части?

(Верно, нужно построить ось симметрии)

— А как провести ось симметрии? (провести линию через центр окружности) Выполните задание самостоятельно в тетради. (1 человек на Д ).

-Какой инструмент нужен, чтобы вам выполнить задание №15?(циркуль и линейка). (Слайд 11-12).

— Почему-то меня охватывает волнение при произношении слова «циркуль». Вспомните основные правила ТБ  при работе с циркулем.

-Ребята, а что такое радиус окружности? (Радиус — отрезок, соединяющий центр окружности с любой точкой, лежащей на окружности, а также длина этого отрезка.)

– А что нужно сделать, чтобы получить 4 равные части? (половину кругу ещё раз пополам)

— Ребята, а как вы думаете, можно ли разделить окружность на 4 равные части используя угольник? (Да

Физминутка. (Слайд 13)

— Обратите своё внимание на № 17. Прочитайте задание. (Слайд 14-15)

-Давайте разделим с помощью циркуля окружность на 3 и 6 частей. Хорошо.

Все справились с заданием?   Оцените свою работу, с помощью сигнальных  карточек.

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

(три части)

(равные)

Оценивают свою деятельность.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений.Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Использование знаково-символических средств, алгоритма деления окружности на равные части.

Регулятивные: планирование необходимых действий, контролирование процесса и результата действия.

Коммуникативные: сотрудничество. Построение речевого высказывания в устной форме; использование математической терминологии.

Личностные: осознание своих возможностей в учении и способности к оцениванию.

5.

Первичное закрепление.

1 Слайд 16.

Теперь, я предлагаю вам поиграть в игру «Да, нет».

Правила игры: отвечать письменно даили нет.

-Мы научились делить квадрат на равные части, да или нет?

— Можно круг и окружность разделить на 4 равные части, да или нет?

—   Круг и окружность  имеют две оси симметрии, да или нет?

— Для построения круга и окружности используют циркуль, да или нет?

— Выполнили? Молодцы! А теперь обменяйтесь тетрадями и проверти работу соседа, если он выполнил всё правильно поставьте ему на полях (+), а если нет, то ( — ) .

Дополнительные задания РТ №

Выполните это упражнение в тетрадях.

Отвечают на вопросы

 

Фронтальная работа Познавательные: умения структурировать знания

Личностные: проявление интереса к предмету.

Регулятивные: оценивание уровня владения учебным материалом.

Коммуникативные: осуществление совместной деятельности.

6.

Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении.

1 Домашнее задание на выбор

1. Рабочая тетрадь, с. 7

2. Выполнить аппликацию из частей круга.

Выбирают по желанию вариант домашнего задания Фронтальная  
7.

Рефлексия учебной деятельности

2 Слайд 17

-Назовите тему урока. Какую цель мы поставили на уроке?  – Как вы считаете, мы достигли цели урока?

 

Оцените свою работу на уроке при помощи сигнальных карточек. Активно работал – зеленый сигнал, пассивно —  красный сигнал.

Спасибо за урок. У нас все получилось!

(Слайд 18).

 

Осуществляют самооценку полученных знаний Индивидуальная Личностные: проявление интереса к предмету.

Познавательные: умения структурировать свои знания, делать выводы.

Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные: выражать свои мысли.

 

Напишите первый комментарий

Оставьте ответ

Ваш email не будет отображаться.


*