Урок окружающего мира «Чудесные превращения воды в природе». 3 класс.

Подготовила и провела: Кравченко Н.В.., учитель начальных классов МБОУ «Старополтавская СОШ»

Цели:

  • формировать понятие о круговороте воды в природе, о превращении воды (переход из одного состояния в другое);
  • развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность;
  • повышать познавательную активность детей; развивать воображение, восприятие, память, наблюдательность;
  • воспитывать бережное отношение к воде;
  • прививать основы экологических знаний, интерес к окружающему миру.

ХОД УРОКА

1.Мобилизационный момент.

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем
Ни минуты не теряем.

II. Актуализация опорных знаний.

Сегодня на уроке окружающего мира мы будем говорить об удивительном веществе. Вот такие высказывания о нём можно встретить сегодня в научных газетах, журналах, энциклопедиях, услышать в познавательных передачах: «Это необыкновенное вещество, главное из веществ в природе, одно из её чудес».
Итак, это – вода. Я приведу вам ещё цитаты из высказываний великих людей прошлого:

Леонардо да Винчи – итальянский, художник эпохи возрождения: «Воде дана волшебная власть стать соком жизни на земле»
Антуан де Сент-Экзюпери, французский лётчик и писатель. С одним из его произведений мы познакомимся на уроках чтения в 4 классе, а сейчас прочтём его высказывание о воде: «Вода! Ты самое большое богатство на свете».
А вот что говорит русская пословица:«Мать-водица – всему царица».

Учитель:

-Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В супе, в чае, в каждой капле.

Вы согласны? Это так ли?

-Можно ли сказать , что вода находится «везде»?

(высказывания детей)

Ответьте на вопрос или закончите фразу.

-Благодаря этому свойству, мы можем наблюдать за рыбками в аквариуме. О каком свойстве воды идет речь? (прозрачная)

-Мы можем ее окрасить в любой цвет, потому что сама она…..(бесцветная)

-Яблоко кислое, сахар сладкий, соль соленая, а вода….. ( не имеет вкуса).

— Почему при закипании из чайника выплёскивается вода?? (вода нагревается и расширяется)

-Чем пахнет вода? (чистая вода не имеет запаха)

Ш. Сообщение темы. (слайд №3)

-Мы повторили основные свойства   воды.

А все ли мы знаем о воде?

— Впереди еще много открытий об этом удивительном веществе и   ее волшебных превращениях

— Воду называют путешественницей. Вы согласны?

IV. Работа над новой темой.

1) Разгадывание загадок. (слайд №4)

(Загадки воспринимают на слух, отгадки — кадры презентации; после каждой загадки смена картинки по щелчку)

-Отгадайте загадки, и у вас получится «портрет» воды.

1. Пушистая вата плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе.(Облака)

3. На дворе лежал горой,

В дом занес, он стал водой.(Снег)

4. Кто всю ночь по крыше бьет

Да постукивает,

И бормочет, и поет,

Убаюкивает? (Дождь)

5.Рыбам зиму жить тепло:

Крыша – толстое стекло. (Лед)

6.Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

а пошли искать их днем-

Ищем, ищем, не найдем. (Роса)

7.Он из носа самовара, из кастрюли и из крана устремляется наверх.

А еще бывает в бане, изо рта, когда мороз. (Пар)

Итог.

— На какие на три группы можно разделить отгадки?

-Что нового узнали о воде?

-В каких состояниях встречается вода в природе?

-В какое время года мы встречаемся с водой в твердом состоянии? В жидком? В газообразном?

2.Моделирование. Работа в парах.

а)(липкие полоски и «частицы» воды ( кружочки голубого цвета)

— Изобразить модель воды: частицы воды в жидком состоянии и газообразном.

3.Физминутка (в группах по 4 человека).

— Представьте, что каждый из вас « молекула воды» и изобразите, что происходит с молекулами воды:

  • в паре над кипящим чайником;
  • в стакане воды, которую поставили в холодильник;
  •  в чайнике, который поставили на огонь.

(Дети должны «изобразить» молекулы)

4.Решение познавательной задачи.

Катя налила воду в стакан и выставила на балкон. Утром она обнаружила кусок льда и разбитый стакан. Можете объяснить, что произошло? (размышляют)

5.Объяснение учителя.

-0º С –граница, при которой вода замерзает, а лед и снег начинают таять.

Когда вода охлаждается, то она начинает сжиматься. Но, как только   температура воды понижается до 0 градусов, происходят непонятные вещи: превращаясь в лед, вода начинает расширяться! Вы когда-нибудь видели, что происходит со стеклянной бутылкой, которую оставили с водой на морозе?   Она лопается, то же самое происходит и с водопроводными трубами. Если в них вода замерзнет, то они разрываются. В сильные морозы из-за этого происходят аварии, и люди остаются без тепла и воды.

Итог.

-Что нового узнали о воде?

-В каких состояниях вода встречается в природе?

-Что происходит с водой при температуре 0º С? ниже нуля?

-Много воды на планете. Идут дожди, тают снега, льды. Образуются ручейки. Они впадают в реки. Реки несут свои воды в моря. Почему же моря не переполняются и не выходят из берегов?

7.Демонстрация опыта.

 

-Давайте проведем опыт. Будем нагревать воду. Что с ней происходит? (испарение) Что нужно, чтобы вода из жидкого состояния перешла в газообразное? Теперь над пробиркой подержим блюдце со льдом.Пронаблюдайте. Что происходит с водой?

Откуда появились капли на дне тарелки?

(конденсация –охлаждение пара, переход воды из газообразного состояния в жидкое)

-А в природе происходят такие явления? Докажите. (выпадение осадков)

— Можно сказать, что вода совершила   путешествие по кругу? (слайд №5)

-В природе это называют «круговоротом воды» .

-Какие слова спрятались в слове «круговорот»?

Круговорот состоит из двух слов «круг» и «ворот»- вращение. Получается «вращение по кругу».

V. Закрепление

1.Познавательная сказка «Путешествие Капельки». (слайды №6-15)

-Послушайте сказочную историю и сделайте вывод, как происходит круговорот в природе.

Жила-была Капелька в чистом-чистом озере. Вместе с ней жили ее братья и сестры. И было их очень много. Жили они весело и дружно. Однажды им захотелось посмотреть на белый свет и они отправились в путешествие.

Как вы думаете, кто им в этом помог?

— Конечно, солнце. Оно согрело их своими лучами, капельки стали очень легкими, совсем невесомыми и устремились высоко в небо.

-Как называется этот процесс в природе?

(испарение)

-Как вы думаете, а что было дальше?

-Они поднимались все выше и выше. На пути им стали встречаться такие же капельки-путешественницы.

Откуда высоко в небе взялись капли? Вверху было очень холодно, капельки стали прижиматься друг к другу, и стало их уже целое облако. Из газообразного состояния капли вернулись в жидкое. Процесс превращения пара в жидкость называется «конденсацией». Так путешествовали наши капельки долго. К ним присоединялись новые капли. Облако становилось тяжелее и тяжелее. Вдруг загремел гром, ударила молния и наши путешественницы вместе с другими каплями полились дождем. Они оказались в незнакомом месте. Течение несло их дальше. Путешествие продолжалось. Они попали в речку, берега, которой были засыпаны снегом.

Так Капелька и ее друзья познакомились со снежинками.

Как вы думаете, они смогли вместе продолжить путешествие? Почему?

( нет, в разных состояниях находились)

-Течение речки понесло Капельку и ее друзей дальше. Они оказались в очень неприятном месте. Вокруг было грязно. Капельке это очень не понравилось.

Откуда берется грязная вода мы поговорим   на следующем уроке.

А наши путешественники поспешили домой, в свое чистое, теплое озеро.

Выводы.

— Что сначала случилось с Капелькой и ее подружками? (превратились в пар)

В каком состоянии находятся частицы воды высоко в небе? Что там с ними происходит?

Как частицы воды опять оказываются на земле?

Капелька с подружками совершила круговое путешествие. Как называется их путешествие в природе?

2.Учитель делает обобщение (слайд 16)

-Круговорот воды в природе начинается с испарения. Под воздействием солнечных лучей вода испаряется с поверхности земли, водоемов, растений. Растения   поглощают воду из почвы и испаряют ее через листья в атмосферу.   Пар поднимается вверх, и, достигнув, более холодных слоев атмосферы, конденсируется в облака. Ветер несет их по небу над землей. Постепенно капли становятся все крупнее и тяжелее. Облака превращаются в тучи. Накопившаяся в них вода, выпадает обратно на землю в виде осадков: дождя, снега.

Выводы: (слайд 17)

-Что происходит с водой под воздействием солнечных лучей?

-Что происходит с паром высоко над поверхностью земли?

-Что происходит с облаками?

3.Проверка РРО (реальный результат обучения).

а) Работа с рисунком-схемой (нарисовать схему круговорота) в тетради на печатной основе.

Взаимопроверка.

б) Тест ( на листах распечатан).

Ф.И.____________________________

Зачеркни «лишнее»

1.Дождь- это вода ….

в твердом         жидком           газообразном состоянии  

2.При температуре ниже нуля вода находится в…..

     в твердом       жидком         газообразном состоянии  

3.В воздухе всегда находится вода в…..

в твердом       жидком         газообразном состоянии  

4.Переход воды в природе из одного состояния в другое называется……

           нагревание           круговорот        

5.Вода в твердом состоянии – это …

         роса       снег       пар     лёд

6.Под действием солнечных лучей происходит…

     охлаждение             испарение               выпадение осадков

7.В жидком состоянии находится …..

           пар     вода     снег

Самопроверка (слайд 18)

VII. Итог урока

-О каком явлении говорится в строчках этого стихотворения:

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратится, то в лед,

Растает, и   снова в поход!

(вода совершает круговорот)

-Что происходит с водой под действием солнечных лучей?

-Что происходит с водяным паром высоко над земной поверхностью?

-Что происходит с облаками, когда скапливается большое количество водяных капель или льдинок?

-Какое явление объединяет эти процессы в природе?

VIII . Рефлексия

(у каждого ученика бумажная «капелька»)

-На капельке отразить свои ощущения от урока.( слова, эмоции, смайлик) «Посадить» капельку на облако.

Ни умыться, ни напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек.
И поэтому всегда –
Всем везде нужна вода!

Напишите первый комментарий

Оставьте ответ

Ваш email не будет отображаться.


*