Проблема изучения направленности интересов учащихся Методика «Цветик — семицветик» Цель: определить направленность потребностей, устремления ребёнка, его желаний. Ребятам напоминают сказку В. Катаева «Цветик — семицветик». Каждому малышу вручают сделанный из бумаги цветик – семицветик и предлагают «встать на место девочки Жени», проговорить желания на лепестках цветка (желания для себя, для своих родных и близких, для друзей, для всех людей).
Проблема изучения уровня учебного сотрудничества школьников в классе Методика «Рукавичка» Цель диагностики: изучить уровень учебного сотрудничества первоклассников. Время выполнения: 15 минут. Форма проведения: парная. Оборудование: каждому ученику нужно дать шаблон варежки из белой бумаги, цветные карандаши (3-4 цвета). Организация занятия. Дети садятся парами, между ними ширма. Предлагается раскрасить варежки так, чтобы они получились одинаковыми. Подсматривать нельзя, а разговаривать можно. Вопросы для обсуждения:
Так же использованы методика «Узелок», «Рисование одним карандашом». Парную работу можно рассматривать как начальную стадию формирования деловых межличностных отношений первоклассников. Это определяется тем, что большинство первоклассников: не владеют умениями совместной деятельности; не готовы сотрудничать в больших группах: плохо знают друг друга; не умеют общаться с малознакомыми сверстниками, избегают совместной деятельности с ними. Работа в парах формирует у первоклассников умения принимать общую цель и сопроводительные указания к ней, разделять обязанности, согласовывать способы достижения предложенной цели; соотносить свои действия с действиями партнера по совместной деятельности; принимать участие в сравнении цели и результата работы. Объединение в парах дает возможность детям осуществить выбор по симпатии, что обеспечивает положительно-эмоциональный фон совместной деятельности. Таким образом, работа в парах позволяет учителю оценивать степень развития навыков сотрудничества у первоклассников и целенаправленно организовывать их совместную деятельность на уроке. Время проведения: октябрь-декабрь 2007. Проблема изучения детского коллектива Диагностическая методика «Солнце, тучка, дождик». Цель диагностики: определить самочувствие учащихся в классе, дома, с друзьями. Каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик в трех вариантах. Учащимся предлагается определить их самочувствие в классе, дома, с друзьями с помощью погодных явлений. Учащимся нужно ответить на вопросы и подчеркнуть то состояние, которое соответствует их настроению.
В классе мне – С друзьями мне – Дома мне — Диагностика личностной готовности ребенка к школьному обучению
Диагностика нравстенно-этической готовности ребенка к
Диагностика сформированности целеполагания учащихся
Уровни развития контроля
Уровни развития оценки
Диагностическая методика «Подарки» Цель диагностики: выявить позиции детей в коллективе и степень их значимости в нем. Классный руководитель просит учащихся класса пофантазировать и подумать над тем, какие подарки можно придумать каждому ученику класса в виде сюрприза к Новому году. Ребята получают лист бумаги и на нем пишут имя ученика, а рядом предмет, который получает он в виде подарка. Такая диагностика очень информативна и свидетельствует об атмосфере в детском коллективе. Во-первых, кого ребенок называет в первую очередь в своем списке. Это свидетельствует о значимости ребят для данного ученика. Во-вторых, все ли ребята класса попадают в список каждого ученика и такие чувства он испытывает при распределении праздничных подарков. Ребята работают с такими диагностическими исследованиями с большим удовольствием и творчески. Они по-новому смотрят на своих одноклассников, пытаются задавать вопросы друг другу, активно сотрудничать, а не только присутствовать на уроках. Проблема изучения мотивационной сферы учащихся Диагностика «Школа будущего» Цель: определить степень удовлетворённости учащихся учебной деятельностью. Учащимся предлагается определить, что должно быть в школе будущего из школы сегодняшнего дня и чего быть не должно. Для этого ребятам раздаются листы бумаги, на которых они пишут под знаком (+), что должно быть под знаком (-) то, чего быть не должно. Проблема изучения отношений в семье Рисунок «Моя семья» Цель: выявить отношение ребёнка к членам семьи, семейные отношения; как определяет своё место в семье. Учащимся предлагается: «Пожалуйста, нарисуйте свою семью». При анализе рисунка учитываются:
Проблема изучения детского коллектива Диагностическая методика «Пьедестал» Цель: определить степень взаимоотношений учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, нравственную сторону взаимоотношений учащихся. Учащимся класса раздаются листы бумаги, на которых они должны построить пьедестал для награждения. Пьедестал состоит из пяти ступенек. На каждую ступеньку они должны возвести лишь пять человек из класса. Ученик имеет право одну ступеньку оставить для себя, если считает нужным. На пьедестал возводят тех ребят, кто, по их мнению, является значимой фигурой в жизни класса. Проблема изучения отношений в семье Рисунок «Праздник в нашем доме» Цель: выявить отношение ребёнка к членам семьи, семейные отношения; как определяет своё место в семье. Учащимся предлагается: «Пожалуйста, нарисуйте свою семью». При анализе рисунка учитываются:
Проблема изучения детского коллектива Методика «Наши отношения» Цель: выявить степень удовлетворённости учащихся различными сторонами жизни коллектива. Учащимся предлагается ознакомиться с шестью утверждениями. Нужно записать номер того утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением. Для изучения взаимоприемлемости друг друга (дружбы, сплочённости, или наоборот, конфликтности) была предложена серия утверждений.
Для выявления состояния взаимопомощи (или её отсутствие) была предложена другая серия утверждений.
Проблема изучения уровня нравственного развития личности учащихся Игра «Магазин» Цель: изучение уровня нравственного развития личности и духовно-нравственной атмосферы в классном сообществе. Ход проведения. Первый этап игры проходит в начале учебного года в виде «купли-продажи». Школьникам предлагается сформировать несколько небольших групп (по 5-6 человек в одной группе). Все учащиеся играют роль покупателей нравственных ценностей. «Купля-продажа» осуществляется как своеобразная бартерная сделка. Положительные качества (вежливость, доброта, аккуратность, терпеливость, отзывчивость, милосердие, радость, прощение, благородность и т. д.) которых, по мнению самих детей, у них не хватает, они могут приобрести в обмен на отрицательные (грубость, неряшливость, жадность, недисциплинированность, равнодушие, ненависть, злость, страх, обида, гнев, зависть и т. д.) или же на свои положительные, которые в избытке. После проведенной «купли-продажи» классный руководитель вместе с учащимися подводит итоги осуществленной сделки. Они обсуждают, что нужно сделать для того, чтобы «приобретенные», «купленные» положительные качества закрепить в деятельности классного коллектива. Результаты первого этапа игры фиксируются с помощью таблицы: Анализ результатов игры (поэтапный анализ игры). (на основе результатов первого этапа можно зафиксировать исходный уровень этического развития личности учащихся и определить духовно нравственные ценности классного сообщества. Выявляется также наиболее существенные проблемы в воспитанности детей, которые определяются не только по тому, сколько и какие качества школьники «покупают-продают», но и по степени критического отношения к себе и своим товарищам. В течение всего учебного года учитель ведет наблюдение за детьми, организует совместную деятельность по улучшению духовно-нравственной атмосферы в классе, стимулирует работу учащихся по формированию положительных качеств. Проблема изучения уровня нравственного развития личности учащихся Игра «Магазин» Цель: изучение уровня нравственного развития личности и духовно-нравственной атмосферы в классном сообществе. Ход проведения. Второй этап игры проходит в конце учебного года. Детям предлагается «приобрести» те нравственные качества, которые, по их мнению, удалось сформировать в своем характере в течение этого учебного года, а на аукцион выставить «ненужные вещи», т. е. те отрицательные качества, которые у них сохранились. При завершении игры учитель подводит итоги»торгов», помогает детям проанализировать результаты работы коллектива класса за учебный год. Результаты второго этапа игры фиксируются с помощью таблицы: Анализ результатов игры. (поэтапный анализ игры). Необходимо сделать вывод об уровне духовного роста учащихся и изменениях в нравственно-психологическом климате классного коллектива. Данная игровая методика дает возможность самим детям поставить перед собой задачи по развитию своей личности и коллектива своего класса. (Чтобы удобнее фиксировать результаты «купли-продажи», можно заготовить карточки, на которых обозначены положительные качества, и чистые листочки бумаги для заметок, где учащиеся запишут отрицательные свойства.) Изучение детского коллектива Диагностическая проектная методика Цель: изучение взаимоотношения учащихся в коллективе, привязанность друг к другу. Ход проведения. Учащимся предлагается определить свое отношение к одноклассникам, продолжив следующие предложения: 1. Ребята, с которыми я дружу в нашем классе, это ________________________ _________________________________________________________________. 2. Ребята, с которыми я не дружу в нашем классе, это _____________________ _________________________________________________________________. 3. Ребята, с которыми я провожу время и после уроков, это _________________ _________________________________________________________________. 4. Ребята, с которыми я не общаюсь после уроков, это _____________________ _________________________________________________________________. 5. Ребята, с которыми мне хотелось дружить в классе, это __________________ _________________________________________________________________. 6. Ребята, без которых мне было бы трудно, это __________________________ _________________________________________________________________ Проблема изучения школьной мотивации учащихся Диагностическая методика. Анкетирование. Цель: определить уровень школьной мотивации, познавательной активности учащихся. Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы анкеты: 1. Тебе нравиться в школе или не очень? не очень нравится не нравится 2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?? чаще хочется остаться дома бывает по-разному иду с радостью 3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома? не знаю остался бы дома пошел бы в школу 4. Тебе нравиться. Когда у вас отменяются какие-нибудь уроки? не нравится бывает по-разному нравится 5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? хотел бы не хотел бы не знаю 6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? не знаю не хотел бы хотел бы 7. Ты часто рассказываешь о школьной жизни своим родителям? часто редко не рассказываю 8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой учитель? точно не знаю хотел бы не хотел бы 9. У тебя много друзей в твоем классе? мало много нет друзей 10. Тебе нравится твой класс? нравится не очень не нравится Для анализа анкеты используется следующий ключ:
|
Оставьте ответ