Урок — исследование по окружающему миру. 2 класс. УМК «ПНШ»

Тема: Имя города, села, посёлка.

Урок подготовила и провела: Чулкова Л.В., учитель начальных классов МБОУ «Старополтавская СОШ»

Цели:

  • Познакомить учащихся топонимикой (наукой о выяснении происхождения и развития географических названий) некоторых Старополтавского района, улиц, мостов и других местечек родного села Старая Полтавка;
  • Удовлетворить познавательный интерес учащихся о родном селе.
  • Воспитывать любовь к малой Родине, чувство бережного отношения к природе родных мест, к памятникам культуры и историческим памятникам.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, презентация PowerPoint

Актуальность

Народ, не знающий свою историю –  это государство без будущего!

Каждый населенный пункт в России, будь то город, или небольшой поселок, село или деревня, имеет своё имя. Эти имена им дал человек, и в нём, как в старинном волшебном зеркале, если приглядеться, можно увидеть историю. Глядя на картину своего Старополтавского района, которому в этом году исполняется 85 лет, мы часто задаемся вопросами: почему в нашем районе есть и Старая и Новая Полтавка, почему есть Новая Квасниковка, но куда же делась старая, почему есть Верхний Еруслан, а куда же делся нижний? Почему наши села названы так, а не иначе? Ответы на эти вопросы должны быть и их надо искать, чтобы знать историю этого места, в котором проживали наши предки и живём мы сами.

Методы исследования:

  • изучение литературы;
  • сбор информации в сети Интернет;
  • консультация учителя.

Краткое содержание проекта

Данный проект проводится в рамках раздела «Жизнь города и села» и включает в себя знакомство с жизнью общества на примере своего села. В процессе работы над проектом у учащихся закладываются основы познавательного интереса к изучению села как окружающего их микромира, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения. Учащиеся на доступном уровне осознают важность и ценность окружающего их микромира; в привычном окружении открывают новые стороны; учатся грамотно взаимодействовать с микромиром.
 

Предполагаемый результат

В результате выполнения проекта учащиеся приобретут первоначальные навыки работы в команде, с большим объѐмом информации; смогут видеть проблему, наметить пути еѐ решения. Учащиеся узнают доступные сведения из истории, познакомятся с основными особенностями нашего села, его главными достопримечательностями.

 

Предварительная подготовка

  • Почему ваша улица так называется и нарисовать свою улицу и дом.
  • Какие улицы мы можем назвать «бабушкой», т.е. самая старая, а какие улицы «внучата».
  • Какие улицы не всегда имели такое имя, которое мы сейчас знаем.

Ход урока

1. Организационный момент. ( Проверка готовности к уроку)

Прозвенел долгожданный звонок.
Он позвал всех на урок.
И мы время не теряем
И работу начинаем. 

2. Сообщение темы, постановка целей урока.

Ребята, вы знаете, как называется область, в которой  мы с вами живём, и какой город является центром? Каждому человеку с детства дорога его малая родина – то место где он родился и растёт. Вот и мы сегодня с вами проведём второй урок по теме «Имя города, села, посёлка» и  поговорим о нашем районе и о родном селе.

Поставьте цели: что вы сегодня нового хотите узнать? (обсуждают в группах).

 

  • Погружение в проблему урока.

Городов на Земле очень много, самых разных. Для тех, кто в нём живёт, он самый лучший, самый любимый. Попробуй, прочитай слово ГОРОД с другой стороны! Ты поймёшь, что каждый город кому-нибудь ДОРОГ.

 

Вы дома читали рассказ из хрестоматии, выполняли задания в печатной тетради и беседовали с близкими родственниками, соседями по поводу какие бывают улицы и почему они так названы.

4.Изучение нового материала

Учитель: Я думаю вам очень интересно узнать больше про свой район и родное село.

Реки и озёра, перелески,

Золотом расписаны хлебные поля.

Это богом данная, сторона родимая –

Наш район Старополтавский, родина моя!

Старополтавский район.

Желтеющие нивы,

Бескрайние поля –

Что может быть красивей!

Бег лошадей – полёт!

Хор жаворонков звонкий …

И водят хоровод берёзки,

Как девчонки.

В настоящее время на территории нашего района – 18 населённых пунктов (слайд-карта Староплтавского района).

  1. Беляевское сельское поселение (село Беляевка)
  2. Валуевское сельское поселение (село Валуевка)
  3. Верхневодянское сельское поселение (сёла Верхняя Водянка, Нижняя Водянка, посёлок фермы № 2 совхоза «Водяновский»)
  4. Гмелинское сельское поселение (сёла Гмелинка, Коршуновка, Цветочное, Орлиное, хутора Вербный, Большие Пруды, посёлок Первомайский, железнодорожный разъезд 1062)
  5. Иловатское сельское поселение (сёла Иловатка, Белокаменка)
  6. Кановское сельское поселение (сёла Кано, Верхний Еруслан, Суетиновка)
  7. Колышкинское сельское поселение (село Колышкино)
  8. Красноярское сельское поселение (село Красный Яр)
  9. Курнаевское сельское поселение (село Курнаевка)
  10. Лятошинское сельское поселение (село Лятошинка)
  11. Новоквасниковское сельское поселение (сёла Новая Квасниковка, Кожушкино, хутор Степанчуки)
  12. Новополтавское сельское поселение (сёла Новая Полтавка, Песчанка, Калинино)
  13. Новотихоновское сельское поселение (хутора Новый Тихонов, Шпаки, Меловой, посёлки Посевной, Валуевской опытно-мелиоративной станции)
  14. Салтовское сельское поселение (село Салтово)
  15. Старополтавское сельское поселение (село Старая Полтавка)
  16. Торгунское сельское поселение (посёлки Торгун, фермы № 3 племзавода «Парижская коммуна», хутор Торгун)
  17. Харьковское сельское поселение (село Харьковка)
  18. Черебаевское сельское поселение (село Черебаево)

Предположите в связи с чем получили названия села нашего района?

(обсуждение в группах).

Учитель:

В XVIII веке по бескрайним просторам заволжья пролегал знаманитый соляной тракт, по которому возили соль от озера Эльтон до Покровска (ныне г. Энгельс) людей, которые перевозили соль, называли чумаками.

В 1783 г. Указом Екатерины II чумакам было разрешено осваивать пустующие земли Заволжья. Селились чумаки по берегам рек  Еруслан и Куба, выбирая лучшие земли.  На новые земли потянулись также государственные крестьяне и ремесленники, особенно много было переселенцев с Украины.

Итак, переселившись в Россию в начале XIXв. выходцы из Украины стали проживать вместе, называя свои сёла в память тех мест, откуда они были родом. Так появилась, Полтавка, в которой жили переселенцы из Полтавы, Харьковка, куда перебрались бывшие жители Харьковской губернии, Салтово образовали люди, приехавшие из Салтовки, сейчас это пригород Харькова.
Но почему же наше село называется не просто Полтавка, а Старая Полтавка? почему есть Верхний Еруслан, а куда же делся нижний? Почему наши села названы так, а не иначе? Ответы на эти вопросы должны быть и их надо искать, чтобы знать историю этого места, в котором проживали наши предки и живём мы сами.

Рассказы детей

Украинцы основали село Песчанка, назвав его так потому, что вокруг были пески. Обустроились, построили церковь, стали пахать и сеять. Но вековая песчаная целина, взрыхляемая и подымаемая ветрами, стала надвигаться на село. Решили спуститься вниз по реке Еруслан и основать новое село на берегу пруда. Долго не могли решить, как село назвать. Переселенцы из Киевской губернии предлагали назвать Киевкой. Однако группа переселенцев из Полтавской губернии была более многочисленной и настояла на названии села Полтавка. Поскольку село Полтавка, ранее возникшее на берегу реки Еруслан в 6 верстах от вновь образованной, носило тоже название, было принято решение Полтавку на берегу реки Еруслан назвать «Старой», а только что образованную «Новой».
Село Иловатка обязано своим возникновением выходцам из Тамбовской губернии. Это были государственные крестьяне. Сначала они облюбовали берег Ерика. Ерик имел очень илистые берега и дно, и на жителей указывали, что они с Иловатского Ерика. Название «Иловатка» стало прежде появляться в разговорной речи, а затем перешло в официальные документы.

В начале XIX в. жители города Валуйка основали на берегу реки Еруслан село с одноименным названием. Вплоть до 1930 г. нынешнее село Валуевка и писалось как Валуйка.
Несколько сёл района носят имена, связанные с реками, на которых они стоят или особенностей местности. Так село Торгун получило название от реки Торгун, а села Белокаменка и Беляевка так названы по цвету песка в этих местах.

За годы советской власти появилось только одно новое село. Выходцы из села Новая Полтавка и хутора Кузнецов объединились и создали сначала товарищество, а потом колхоз имени Калинина. От названия колхоза и новое село стало называться Калинино.

В связи со строительством Волжской ГЭС и созданием Волгоградского водохранилища были переселены на новые места села Иловатка, Белокаменка, Красный Яр и другие.
Оказавшись в зоне затопления, исчез с карты района Нижний Еруслан (в простонародье Лапти). Остался только Верхний Еруслан. Нет сёл Потемкино и Шмыглино, хутора Кубское. Грустно, но через несколько лет исчезнут сс. Суетиновка, Коршуновка, Посевной, Кожушково и др.

Основным строительным материалом был саманный кирпич. Крыши жилищ крыли соломой.
Основной вид деятельности переселенцев — земледелие и скотоводство, побочный – рыбная ловля, охота.
Постепенно начинает развиваться кустарное производство. В с. Кожушково появились мастера по выделке кож, в с. Салтово умельцы делали красивые прялки. В большом почёте кузнецы; начинают ставить в районе ветряные мельницы.

Наш район не имеет многовековой истории, не дал миру всемирно известных людей, но от этого его история не становится менее интересной.

5. Топонимика улиц и других местечек родного села Старая Полтавка.

(Работа в парах)

Учитель:

Ребята, у вас на столах лежат листы, на которых перечислены все улицы и переулки нашего села. Посчитайте, сколько их?(25)

Посчитайте, сколько среди них улиц?(22)

Посчитайте, сколько переулков? (3)

Ребята, вам было дано задание узнать о своей улице у бабушек и дедушек или у родителей, почему ваша улица так называется и нарисовать свою улицу и дом. Также вы должны были узнать какие улицы мы можем назвать «бабушкой», т.е. самая старая, а какие улицы «внучата». Какие улицы не всегда имели такое имя, которое мы сейчас знаем.

  • Динамическая пауза-экскурсия по выставке рисунков (экскурсоводы сами дети).

Учитель: Посмотрите, на какие группы распределены названия улиц:

  1. 1. Улицы, расположенные по берегам рек, озёр.
  1. 2. По именам государственных деятелей, известных людей.
  1. 3. С историческими событиями.
  1. 4. По месту расположения.

Попробуйте соотнести название улицы с группой.

Рассказы детей …

К первой группе были отнесены: Набережная, Ерусланская, пер. Озёрный

Ко второй группе дети отнесли улицы: Ленина, им.С.Королёва, пер. Космонавтов

К третьей группе отнесли улицу Победа, Октябрьская, Олимпийская, Комсомольская, Молодёжная, пер. Пионерский. Новостройка, Черёмушки

К четвёртой группе: Заводская, Дачная, Мелиоративная, Колхозная, Центральная, Лесная, Садовая, Степная, Больничная, Луговая,Зелёная

Учитель: Каждому человеку дорога его малая родина. Какие тёплые слова, идущие от души были заложены в названиях, известных только местным жителям!

6. Игра «Угадай улицу»

7. Итог урока:

Что нового для себя открыли?

Вывод: Так за каждым названием улицы, местечка стоит загадочная история его возникновения и жизни. Разгадать эти «загадки» — занятие интересное и увлекательное.

  1. 7. Домашнее задание:
  • Выполнить задание в печатной тетради по окружающему миру на с. 53 – 54.
  • В хрестоматии по окружающему миру прочитать рассказ на с 144 – 145 «Есть ли у улицы враги?»

Напишите первый комментарий

Оставьте ответ

Ваш email не будет отображаться.


*