Урок литературного чтения «Крещение Руси». 4 класс. УМК «Гармония»

Тема:  «Крещение Руси».

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: создать условия для осознания учащимися воспитательного воздействия художественного текста

Задачи:

личностные: способствовать формированию интереса к урокам литературного чтения;

регулятивные: обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность; принимать и понимать алгоритм выполнения заданий;

познавательные: содействовать развитию умения работать с трудными словами, пользоваться разными видами чтения, работать с текстом, обобщать, приводить доказательство высказанной мысли;

коммуникативные: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, обеспечить развитие монологической и диалогической речи, планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, развивать умение полно и чётко выражать свои мысли, отвечать на поставленные вопросы, проявлять интерес к общению и групповой работе.

Предполагаемый результат: осознанно воспринимать при чтении содержание произведения, осознавать сущность поведения героев, делать выводы; оформлять свою мысль в речевое высказывание; коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст.

Оборудование: презентация,  мультфильм, рисунки к рассказу, карточки с заданиями

Представление о результатах:

Личностные:

– проявлять интерес к новому содержанию урока.

Регулятивные:

– понимать учебную задачу;

– осуществлять решение учебной задачи в сотрудничестве с учителем;

– определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

– отвечать на итоговые вопросы урока, оценивать свои достижения.

Познавательные:

– определять связь между новой информацией и знакомой;

– понимать вопросы и задания;

– выдвигать гипотезы;

– применять новые знания в практической деятельности.

Коммуникативные:

– вступать в учебный диалог с учителем, участвовать в общей беседе;

– выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникаций;

– умение отстаивать свою точку зрения.

Учебник: О.Б.Кубасова «Любимые страницы». — Смоленск, Ассоциация XXI век, 2014 г.

Этап урока Время, мин. Содержание учебного материала Методы и приёмы работы Формы организации учебной деятельности Деятельность учителя Деятельность ученика ФУУД
1.Орг. момент. 1-2   Цель: проверить готовность учащихся к началу занятия; настроить учащихся на работу.

-Сегодня на уроке у нас много гостей. Давайте поприветствуем их, улыбнёмся гостям, теперь друг другу и начнём наш урок.

«Я слышу – я забываю,

Я вижу – я запоминаю,

Я делаю – я понимаю»   гласит китайская пословица. Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать. Ведь чтение без размышления – пустое развлечение.

-Я попрошу вас охарактеризовать свое настроение в начале нашего урока:

(Слайд № 1)

Ø  ожидающее, потому что я жду от сегодняшнего урока новых открытий; (зелёный)

Ø  спокойное настроение. Я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, хочу спокойно работать дальше; (жёлтый)

Ø  приподнятое. Я люблю урок литературного чтения, мы всегда так много узнаём интересного! (красный)

Я очень рада видеть ваши веселые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие. Удачи вам и новых открытий!

 

Наглядный.

 

ИКТ

Фронтальная Проверяет готовность обучающихся к уроку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задаёт вопросы.

Повторяют правила дружной работы на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

Личностные:

-выражать положительное отношение к процессу познания;

— ответственно относится к своей учебной деятельности.

2.Актуализация опорных знаний. Объявление темы и целей  урока. Введение в тему урока. 2-3 Цель: подвести учащихся к теме урока, вывести тему урока и целеполагание.

«Ой ты гой еси, люди добрые!
Старина новизне низко кланяется.
Собирайтесь вы, люди добрые,
Не в дорожку-путину ближнюю,
А в даль — далекое путешествие.
Необычное, непривычное.
Ох, да не за 100 верст, не за 1000 верст,
А за 1000 лет против времени».

-Сегодня мы совершим путешествие во времени. Мы вернёмся на 1000 лет назад к нашим предкам.

-Кто мне скажет, что обозначает слово предки? (Предки – это люди, которые жили перед нами.)

—          Кто такие предки? (лексическое значение слова предки).

Предки – это люди, которые жили перед нами.

—          Исходя из этих рассуждений, подумайте, а кто тогда мы с вами? (по отношению к предкам мы – потомки)

—          Как вы думаете, а нужно ли нам, потомкам, знать, как жили наши древние предки? Зачем?

(Что бы знать историю своей Родины.)

-Вспомните: кем были наши предки? (славянами)

-С ними связана тема прошлого урока и домашнее задание.
-Мы совершим с вами сегодня путешествие по лабиринтам русской истории.

А тему нашего путешествия вы определите сами, ответив на вопрос.

  Что связывает Киевскую Русь, Владимира, 998 год.

  

— Молодцы! И какой будет тема нашего урока? (Мы сегодня будем говорить о крещении Руси)

 

Давайте подумаем и поставим цель нашего путешествия, что мы хотим узнать о крещении Руси:

1.Познакомиться с тем, как Русь стала христианской;

2.Сформировать представление о богах древних славян

3.Сформировать представление о значении принятия христианства на Руси.

Знаете ли вы откуда (из какой страны), христианство пришло на Русь?

По каким объективным причинам была выбрана именно эта религия?

Какое значение имело крещение Руси для отдельного человека, для народа и государства в целом?

 

Выяснить ответы на эти вопросы и будет основной целью нашего занятия

 

— На каком уроке мы уже говорили с вами о крещении Руси?

— Давайте вспомним, что мы знаем.

 

— Ребята, а какие ещё вы знаете верования?

 

— А  среди нас люди разной веры или одной?

— Как люди должны относиться к разным верам? Какое чувство должны проявлять по отношению  к  другой вере?

 

— А что значит быть толерантными?

Вывод: веры разные, но бог один. Все веры учат людей добру, быть хорошими.

-Обратите внимание на карту нашего путешествия.

В ходе путешествия мы с вами познакомимся с Русью языческой, побываем в гостях у Князя Владимира, узнаем как проходило крещение киевлян и конечно же поговорим о значении крещения Руси.

Беседа.

 

 

Наглядный.

 

ИКТ

Коллективная. Побуждает к высказыванию своего мнения.

 

Уточняет понимание учащимися поставленной цели и задач урока.

 

Обеспечивает мотивацию выполнения заданий.

 

Подводит к формулированию детьми  темы и цели урока.

 

Высказывают свое мнение.

 

 

Выявляют цели урока.

 

Записывают тему в тетрадь.

Личностные:

-проявлять внимание, удивление, желание больше узнавать.

Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других;

-вступать в учебный диалог с учителем;

Регулятивные:

-соблюдение культуры учебного труда;

— оценивать результаты своей деятельности.

3.Работа над новым материалом. 18-20 -Познакомимся с текстом учебника «Крещение Руси»  и выясним, что мы уже знаем, чего не знаем, что хотим узнать? (выборочное чтение).

 

-Чтобы ответить на поставленные вопросы поработаем в группах, примерив на себя различные шляпы.

-Прежде чем вы приступите к работе, давайте вспомним правила дружной работы, читаем хором.

(самостоятельная работа учащихся)

Первая станция «Древние славяне»

— О жизни древних славян расскажут ребята в белых шляпах.

 

Вторая станция «Русь языческая»

Наши предки на каждом шагу встречались с таинственным и непонятным. Задумываясь над тем, как устроен окружающий мир, они искали объяснение всему неизвестному. Так появились религиозные верования.

В кого же верили наши предки?

С языческими богами Древних славян нас познакомят ребята в чёрных шляпах.

 

-Ребята ещё нашли  значение слова язычество? (Язычество – это многобожие, вера во многих богов.)

Новая вера прижилась не сразу. Некоторые обряды и празднества сохранились до наших дней. Послушаем ребят в черных шляпах.

После крещения Руси старая вера не исчезла бесследно. Вера в приметы, в талисманы, обереги – все это отголоски языческих верований наших предков, дошедшие до наших дней. Не исчезла и языческая вера в злых и добрых духов – лешие, домовые, кикиморы, водяные стали персонажами любимых сказок.

Каждое славянское племя могло поклоняться своим богам. А так как самих богов никто не видел, то славяне создавали идолов, деревянные изображения.

Они обращались к богам с молитвами (просьбы и благодарности), приносили им подарки и жертвы (дары богам), для чего существовали специальные места – святилища.

-Вот так и ладили славяне со своими духами и богами.

-Нам пора дальше, нас в гости ждёт Князь Владимир.

 

Третья  станция «Князь Владимир»

Он понимал, что славянские идолы только куски камня и дерева и начал искать новую, правильную веру для себя и для своего народа.  

-Сейчас  мы  с вами узнаем какую же веру Князь выбрал для славян. А узнаем мы про веру, прочитав легенду записанную летописцем Нестором в «Повести временных лет».

 

Пришли к Владимиру вначале посланники того народа, что поклоняется пророку Мухаммеду. Веру свою они мусульманством зовут. Рассказали князю послы, что по их вере, Бога надо почитать, свинины не есть, вина не пить, чтобы в раю начать жить в свое удовольствие. Послушал их Владимир, ничего не сказал, а сам решил: «Что ж это за радости после смерти? Лучше жизнь в веселье прожить».

Затем обратились к Владимиру те, кого называли на Руси немцами за то, что их языка не понимали, то есть католики. Однако не понравились и они Владимиру: слишком много строгости было в их рассказе, не столько они свою веру хвалили, сколько русских языческих богов ругали.

 

После прибыли к киевскому князю хазарские евреи. Спросил их князь: «А где земля ваша?». Заплакали евреи и поведали, что прогневался на них Бог и расселил их народ по всему свету. Опечалился такому ответу Владимир, ибо не хотел он Русь по миру пустить.

 

В конце концов пришел к Владимиру мудрец греческий, что о православной вере рассказывал. Пуще всех речей князю его слова понравились, все тут для Руси подходило. Но не сразу решился на эту веру Владимир. Собрал он свою дружину верную, бояр и купцов и так им наказал: «Поезжайте-ка вы в разные земли и сами все посмотрите, а после вернетесь и доложите, кто как веру свою соблюдает и Бога чтит».

Отправились десять лучших мужей по свету  ровно через год воротились обратно. О мусульманах сказали бояре, что «нет в них веселия, а от того и закон их не добр». О католиках – «красоты не видели никакой». Лишь православие понравилось боярам: и веселье в нем есть, и радость, и красота. А еще любит православный люд пиры и праздники, именно такие, как при дворе князя Владимира устраивают.

 

-Итак, Князю Владимиру больше всего понравилось христианство), о котором ему говорили греческие монахи. И Князь Владимир решил принять христианство.

 (Христианство – вера в единого бога в Иисуса Христа)

Четвёртая станция «Крещение Руси»

Так что же такое крещение?

Посмотрим на работу  ребят в зелёных шляпах. (кроссворд)

Ребята нашли  значение слова крещение в словаре Ожегова (“Крещение – христианский обряд принятия кого-нибудь в число верующих, приобщение к церкви…”)

А кто из вас прошел обряд крещения? Какие чувства вы испытывали во время крещения?  (Высказывания детей)

Как же проходило крещение Руси?
Приехав в Киев, Владимир приказал креститься сначала своим боярам, а затем – всем киевлянам. Это было в 988 году. Послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придет, кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не принял бы этого князь наш и бояре». На следующий же день вышел Владимир с попами на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь…некоторые держали младенцев, попы же совершали молитвы. И была видна радость на небе и на земле повсюду стольких спасенных душ».

-Где крестили киевлян?

-Как крестили киевлян?

-Как поступил князь с идолами?

— А как вы думаете, все ли славяне сразу христианскую веру?

-Но многие славяне искренне поверили в Иисуса Христа, в его ученье и приняли заповеди Бога, которые должен был соблюдать каждый христианин.

-А где мы встречались с заповедями? (На уроках чтения)

-Давайте повторим заповеди. (Повторяем заповеди по цепочке)

1.Бог для всех один.

2.Не поклоняйся идолам.

3.Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.

4.Шесть дней работай, седьмой отдыхай.

5.Люби отца и мать.

6.Не убивай.

7. Не изменяй – люби верно.

8.Не кради.

9.Не доноси и не лги.

10.Не завидуй.

 

-Скажите, ребята, а чему учат заповеди?

Чему же учит христианство? Послушаем ребят в красных шляпах.

 Христианство учило человека быть добрым, честным, справедливым, терпеливым, мириться со своими бедами и болями, не совершать плохих поступков, любить людей, помогать бедным и несчастным, уважать родителей, власть государства.

 

Беседа.

 

Демонстрация.

 

Словесный.

 

Работа с книгой.ИКТ

Фронтальная

 

Индивидуальная

 

Работа в парах.

 

Груп —

повая

Уточняет понимание учащимися поставленной цели и задач урока.

 

 

Выдвигает проблему.

 

 

Предлагает индивидуальные задания.

 

 

Побуждает к высказыванию своего мнения.

 

 

Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке.

 

 

 

Предлагает индивидуальные задания.

 

 

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

 

 

Организует:взаимопроверку;  коллективную проверку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записываем в тетрадь первую остановку урока:

 

 

 

Читаем текст в учебнике по абзацам, отвечаем на вопросы.

 

 

 

Отвечают на вопросы, пользуясь текстом учебника.

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся читают пословицы вслух и дают к ним пояснение.

 

 

 

Работают с карточками парами.

 

 

 

 

 

Делают взаимопроверку.   Ставят оценку товарищу. Проверяют по слайду.

 

 

 

 

 

 

 

Записываем в тетрадь второй этап урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в группах.

Личностные:

-проявлять внимание, удивление, желание больше узнавать.

Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других;

-вступать в учебный диалог с учителем;

Регулятивные:

— формулирование познавательной цели;

-планирование своих действий;

-выдвижение гипотезы.

Познавательные:

-добывать новые знания.

4.Физминутка 2 – 3 Проводим рефлексию. Демонстрация Коллективная Создаёт эмоциональный настрой на выполнение физ. упр. Выполняют физические упражнения
5.Продолжение изучения новой темы 9-10 Пятая станция «Значение крещения Руси» (Слайд №32)

Жизнь князя Владимира делится на два периода – до и после Крещения. Первый период был очень коротким – до 25-летнего возраста. Это время Владимир жил, как язычник, имел много жен, был жестоким и беспощадным человеком.

Каким  человеком стал князь Владимир после принятия новой веры расскажут ребята в жёлтых шляпах.

А сейчас нам предстоит определить результаты и значение этого важного события. Над этим работали ребята в синих шляпах.

Значение крещения Руси:

1. Развитие торговли.

2. Появление первых книг.

3. Распространение грамотности.

4. Строительство церквей.

5. Порядок в стране.

6. Славяне стали называться  русскими. (Слайд №33)

-Молодцы! Побывали мы в гостях у Князя Владимира, помогли ему разобраться с принятием веры, теперь оцените себя, как вы поработали в группе и поставьте оценку в оценочный лист самостоятельно.

    (Дети оценивают свою работу и ставят оценку в оценочный лист).

ЯТАЯ Фронтальная

 

Индивидуальная

 

Работа в парах.

 

Груп —

повая

Уточняет понимание учащимися поставленной цели и задач урока.

 

 

Выдвигает проблему.

 

 

Предлагает индивидуальные задания.

 

 

Побуждает к высказыванию своего мнения.

 

 

Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке.

 

 

Предлагает индивидуальные задания.

 

 

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

 

 

Организует:взаимопроверку;  коллективную проверку

 

Записываем в тетрадь первую остановку урока:

 

 

 

Читаем текст в учебнике по абзацам, отвечаем на вопросы.

 

Отвечают на вопросы, пользуясь текстом учебника.

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся читают пословицы вслух и дают к ним пояснение.

 

 

Работают с карточками группой.

 

Записываем в тетрадь третий этап урока.

 

 

Личностные:

-проявлять внимание, удивление, желание больше узнавать.

Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других;

-вступать в учебный диалог с учителем;

Регулятивные:

— формулирование познавательной цели;

-планирование своих действий;

-выдвижение гипотезы.

Познавательные:

-добывать новые знания.

6. Итог урока.

 

4-5 -Подходит к концу наш урок. Выяснить как вы усвоили тему урока  поможет тест, который лежит у каждого у вас на столе.

1.      Кто крестил Русь?

а)      Святослав

б)      Владимир

в)      Олег

2.      На какой реке произошло крещение Руси?

а)      Дунай

б)      Днепр

в)      Волга

3.      Из какой страны пришло христианство?

а)      Византии

б)      Греции

в)      Турции

4.      Почему до Х века на Руси не строили храмы?

а)      Не умели строить

б)      Поклонялись идолам

в)      Не было нужды молиться

5.      Когда было введено христианство?

а)      В 998 г

б)      В 988 г

в)      В 898 г

 

Для проверки обменяйтесь тетрадями .

Оцениваем  и ставим оценку в оценочный лист.  (Дети оценивают свою работу и ставят оценку в оценочный лист).

Ø  Я учился …

Ø  Мне понравилось …

Ø  Новые знания мне пригодятся …

5.2.Оценивание учащихся

-Ребята, вы так хорошо работали на уроке, теперь пришло время оценить свою работу в группе.

5.3.Рефлексия настроения.

-А теперь посмотрите на настроение в начале урока и охарактеризуйте своё настроение на данный момент. (Слайд №35)

-Кто очень доволен своей работой на уроке? У кого ликующее настроение, возьми в руки красный кружок.

-Кто считает, что мог бы лучше? У кого настроение ожидающее, возьмите в руки зелёный кружок.

— У кого спокойное настроение. Возьми в руки жёлтый кружок.

— Сравните. Поднимите руки у кого настроение улучшилось?

-Всем огромное спасибо!

Звучат стихи Н. Гумилева:

Есть Бог, есть мир,

Они живут вовек,

А жизнь людей – мгновенна и убога.

Но все в себе вмещает человек,

Который верит в мир и верит в Бога.

(Звуковое оформление: звучит запись колокольного звона)

Беседа

 

Конспектирование.

 

ИКТ

Фронтальная.

 

Индивидуальная.

 

 

 

 

Создает эмоциональный настрой на работу.

Формулирует задание по теме.

 

 

 

Таблицу рисует заранее и вклеивает в тетрадь. Дети её заполняют.

Отвечают на вопросы, обосновывают свой выбор ответов.

Таблицу заполняют со слайда.

Познавательные:

-анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение;

-определение связи между новой и знакомой информацией.

Регулятивные:

-формирование умение ориентироваться в учебнике.

Коммуникативные:

-Обучение высказыванию своего мнения и аргументированию своей точки зрения.

 

Напишите первый комментарий

Оставьте ответ

Ваш email не будет отображаться.


*