Тема: Мама для мамонтенка
Подготовила и провела: Кравченко Наталья Владимировна
Цель: совершенствование навыков конструктивного труда, расширение знаний о природе земного шара.
Задачи
- Образовательные: развивать графические умения и навыки; совершенствовать умения работать в технике аппликация с ориентированием по схемам; закреплять знания и умения по передаче настроения и ощущения цветом, закреплять знания о цветоведении; формировать представления о природе различных климатических зон земного шара и особенностях обитателей в условиях разного климата.
- Развивающие: развивать творческую и познавательную активность, речь, внимание, логическое мышление и воображение. Развивать эмпатию как качество личности.
- Воспитательные: воспитывать чувства товарищества, коллективизма и патриотизма. Воспитывать бережное отношение к близким людям. Формировать представление о семейных ценностях. Воспитывать взаимную вежливость и аккуратность в работе.
Оборудование: Видеозапись м/ф “Мама для мамонтенка”; аудиозапись “Песня мамонтенка”; слайды, изображающие слона и мамонта, ландшафты полярных и экваториальных уголков; опорные схемы для аппликации “мамонт” и “мамонтенок”, «пальма», материалы для изготовления моделей (цветная бумага, ножницы, фломастеры, двусторонний скотч), мультимедиа проектор, презентация, компьютер.
Ход занятия
1. Организационный момент
Приветствие класса.
Проверка готовности к занятию.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
2. Мотивация к учебной деятельности
Я подойду к каждому, и вы выберете ту бусинку, которая вам больше нравится. А теперь, когда вы выбрали бусинку, сожмите ее в кулачке, закройте глаза, улыбнитесь (обязательно от души), подумайте о том, что доброго, хорошего есть в вашей душе, за что вы себя любите, уважаете. (Раздаю бусинки.)
Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в комнате стало светлее. Это, наверное, потому что собрались здесь сердечные люди.
3. Погружение в тему
Волшебница Фантазия и Мастер Клей снова приглашают Вас в Школу Настоящих Волшебников! Отгадайте героя нашего урока:
Этот рыженький малыш
И мохнат он, и шерстист
Он слона потомок
Это ….. (мамонтенок)
Знакомьтесь, это мамонтенок, детеныш мамонта, древнего животного, давным-давно обитавшего на нашей планете. (слайд № 3)
Мамонт – животное вымышленное или настоящее, реальное? Если реальное, то где мы можем его встретить? В зоопарке есть мамонт? Почему? А где есть? ( Мамонта можно увидеть в палеонтологическом музее – скелет или реконструкция).
Что Вы знаете о нашем герое? (слайд № 4)
Название: Мамонт шерстистый
Размер: Более 3 метров высотой с бивнями длиной почти 4 метра!
Вес: От 3 до 6 тонн – почти как двухэтажный автобус
Пища: Растения
Места обитания: В Арктике, Северной Европе, Америке и Азии
Когда они жили: От 200 000 до 4 000 лет тому назад
Ближайший современный родственник: Азиатский слон
4. Беседа, сопровождающаяся показам слайдов.
Закройте, пожалуйста, глазки и представьте, что мы оказались в прошлом. . Откроем ладошки навстречу новым знаниям. Но, в любом путешествии необходимо соблюдать определенные правила.
(На стене справа висят таблички с правилами. Дети озвучивают их.)
В отличие от лопоухих слонов, ушки мамонтов были маленькими- большие уши отмерзли бы на сильном морозе.
Косматая шубейка согревала мамонта в лютые морозы и защищала
от северных ветров.
Хобот мамонта исполнял роль руки и ложки, с которой зверь сам себя кормил.
Горб на могучих плечах мамонта – это запас жира, необходимый для восполнения энергии и сил.
Гигантскими крутыми бивнями мамонт работал как плугом или ковшом- он разгребал снег, чтобы добраться до сочной травки.
Откуда современные люди знают как выглядели мамонты? (слайд № 6,7)
– Где ученые чаще всего находят останки мамонтов? (В вечной мерзлоте). – Почему именно там? (Там холодно, а мы знаем, что в холоде все дольше хранится. А еще, потому что они жили в этой местности).
Найдены многочисленные кости мамонтов в стоянках человека древнего каменного века; обнаружены также рисунки и скульптуры мамонтов, сделанные доисторическим человеком. В Сибири, а также на Аляске известны случаи нахождения трупов мамонтов, сохранившихся благодаря пребыванию их в толще многолетней мерзлоты.
Мамонт по размерам не превосходил современных слонов (слайд №8), но обладал более массивным туловищем, более короткими ногами, длинной шерстью и длинными изогнутыми бивнями; последние могли служить мамонту для добывания пищи в зимнее время из-под снега. Коренные зубы мамонта с многочисленными тонкими дентино-эмалевыми пластинами были хорошо приспособлены для пережёвывания грубого растительного корма.
5. Выдвижение гипотезы.
Попробуйте выдвинуть гипотезу вымирания этих прекрасных животных!
Что такое гипотеза?
Словарь:
Гипотеза – это научно обоснованное предположение.
Более подробно обсудим это на уроке окружающего мира. (слайд № 9,10)
Вымерли около 10 000 лет назад во время последнего ледникового периода. Причина вымирания мамонтов до конца неизвестна. Некоторые исследователи считают, что они погибли из-за изменения климата, другие полагают, что их истребили голодные человеческие племена. Версий очень много, но климатическая, похоже, побеждает.
Однажды, детская писательница Дина Непомнящая увидела в музее мамонтенка и у нее появилась сказка, которая теперь известна всем детям.
Сказка эта называется “Мама для мамонтенка” и мне хотелось бы напомнить вам ее.
Просмотр фрагмента мультипликационного фильма
Этот м/ф создан нашими отечественными мультипликаторами – режиссер Олег Чуркин, автор музыки Владимир Шаинский.
Вам он нравится? Чем? (добрый, красивый, поучительный и т.п.) Чему учит?
(У каждого детеныша есть мама. Нельзя забирать здоровых животных из леса, ведь мы можем этим разлучить маму с ее малышом, и они будут так же страдать, как маленький одинокий мамонтенок).
6. Физкульминутка .
7. Постановка цели урока
— Как вы думаете мы можем помочь маленькому мамонтенку? Что мы должны сделать, чтобы маленький мамонтенок перестал страдать и нашел свою маму?
Какова цель нашего урока?
7. Практическая работа
– Сегодня мы выполняем общую работу по мотивам сказки “Мама для мамонтенка”.
1. Распределение ролей
Для того чтобы сообща справиться с заданием, мы разобьемся на группы. 1 группа будут выполнять аппликацию мамы-слонихи. 2 группа — маленького мамонтенка.
3 группа – фон — основу для нашей аппликации.
2. Инструктаж по технике безопасности
– Что нужно вспомнить перед началом работы? (дети напоминают правила безопасной работы с ножницами, бумагой, и др. инструментами и материалами)
4. Инструктаж для 1 и 2 группы конструкторов
– Какие инструменты и материалы вам понадобятся для работы? (цветная бумага, ножницы, клей, схемы для изготовления моделей, фломастеры). Все ли готово на ваших рабочих местах?
Рассмотрим схемы. Они разные – двух видов – у кого-то схема изготовления “мамы-слонихи”, у других – схема изготовления “мамонтенка”. К схеме прилагается два вида заготовок, различных по размеру и по цвету. Подумайте, какую заготовку надо выбрать вам для выполнения вашего задания (большой серый квадрат или маленький коричневый).
– Что непонятно в условных обозначениях?
Наметим этапы работы:
- обвести шаблоны
- вырезать.
- приклеить глазик и ушко.
- оформить шубку мамонтенка. (для 2 группы)
По окончании работы оцените аккуратность своей работы.
Поставив снежинки на обратной стороне работы:
*** — получилось замечательно
** — получилось хорошо
* — мы старались, но не все получилось.
- Если вопросов нет, можно приступать к работе.
Инструктаж для 3 группы конструкторов
– Какие инструменты и материалы вам понадобятся для работы? (цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры). Все ли готово на ваших рабочих местах? На каком континенте мамонтенок нашел свою маму ?Давайте подберем цветовую гамму для изображения побережья Африки (желтый, зеленый, синий, коричневый). Что можно сконструировать для основы, чтобы было понятно, что это побережье Африки? (пальмы, трава, песок)
Пальму будем выполнять из геометрических фигур. Каких? (кругов). Сколько кругов нам понадобится для изготовления ствола пальмы? (5) Для изготовления кроны пальмы? (3).
Договоритесь между собой какую часть пальмы каждый из вас будет выполнять.
По окончании работы оцените аккуратность своей работы.
Поставив снежинки на обратной стороне работы:
*** — получилось замечательно
** — получилось хорошо
* — мы старались, но не все получилось.
Если вопросов нет, можно приступать к работе.
5. Выполнение коллективной работы
Сегодня в нашей 1 конструкторской группе 6 человек выполняли модели. Поэтому у нас получилось 3 счастливых мамонтенка и 3 мамы. Давайте поместим их на изготовленный художественной группой фон.
– Как теперь можно назвать нашу работу по отношению к сказке? (иллюстрацией). Чем иллюстрация отличается от простого рисунка?
6. Итог занятия
– А еще знаете, чего хотелось бы вам посоветовать. Когда придут домой мама и папа, обнимите своих родителей крепко-крепко, прижмитесь к ним, как мамонтенок к слонихе, и тогда вы поймете, что такое счастье. Нет никого дороже мамы и папы, нет никого надежнее и ближе. (Песня «Мама,папа, я»)
А вам спасибо за сегодняшний урок, за ваши умелые руки и доброе сердце.
Оставьте ответ