Подготовила и провела: учитель начальных классов Кравченко Н.В.
Цель урока: формирование представлений о единице длины (сантиметре) как единой принятой мере, путем сравнения различных мерок в одинаковых отрезках и установления правила пользования едиными универсальными мерками, т.е. единицами длины. Задачи: — познакомить с единицей длины (универсальной меркой) – милиметром; — научить пользоваться линейкой (измерять готовые отрезки, чертить отрезки заданной длины); — показать необходимость изучения данной темы для дальнейшего применения единиц длины в жизненных ситуациях; Планируемые результаты: предметные: обучающиеся научатся измерять отрезки и выражать их длины в сантиметрах, чертить отрезки заданной длины; использовать линейку для измерения длин отрезков; метапредметные: познавательные: научатся использовать знаково-символические средства для выражения единиц длины; работать с моделями; преобразовывать модели; регулятивные: научатся следовать при выполнении задания инструкциям учителя и других источников информации: учебник, рабочая тетрадь; анализировать, сравнивать, делать выводы; коммуникативные: получат возможность научиться сотрудничать, договариваться работая в паре, малой группе; выслушивать мнение товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы; личностные: могут быть сформированы адекватная самооценка; личностная и социальная активность в достижении поставленной цели. Оборудование для учащихся: полоски бумаги одинаковые по форме, размеру; линейка; учебник; веер с цифрами, сигналы – сфетофорчики. Оборудование для учителя: образец полосок большего размера, большая линейка с делениями, светофорики (сигналы), оценочные листы, презентация (слайды). Ход урока: Организационный момент и эмоциональный настрой. (Эмоциональная, психологическая подготовка учащихся, создание положительной атмосферы урока) Девизом нашего урока будут такие слова: (слайд 2) Мы – умные! Мы – дружные! Мы – внимательные! Мы – старательные! В первом классе учимся! Всё у нас получится. — А что необходимо уметь на уроке математики? (думать, рассуждать, считать) Актуализация знаний. Мотивация. — Итак, начинаем урок математики. С нами на уроке будет работать веселый, сообразительный Карандаш. Где-то нам он подскажет, где-то поможет, а где-то развеселит нас и поддержит. (слайд 3) А сейчас Карандаш хочет убедиться, знаем ли мы геометрический материал. Математический диктант (слайд 4) — Сколько всего фигур на слайде? 9 — Сколько прямых линий начертил? 3 — Сколько всего кривых линий? 4 — Сколько лучей на слайде? 2 — Сколько замкнутых кривых линий? 1 — А теперь проверим правильность выполнения. Внимание на экран: (Самопроверка) — Карандашом ставьте плюс, если число такое же. Если нет, зачеркивайте и пишите правильный ответ. 9 3 4 2 1 (слайд 5) — Запишите числа в порядке возрастания… (1 человек у доски расставляет, …оцениваем)… Проверяем… (отмечаем в оценочных листах) Ребята, а длину какой фигуры мы можем измерить? (отрезок) — Что называют отрезком? — Как мы можем измерить, сравнить длину отрезка? (с помощью мерок, путем наложения, циркулем) — Так над чем же мы можем поработать сегодня на уроке? — Закрепить умения измерять и сравнивать отрезки — Учиться сотрудничать…. Постановка учебной задачи. (слайд 6) Составление кластера Практическая работа (проблемная ситуация) — Ребята, вас впереди ждёт интересное математическое открытие, хотите побыть сегодня учеными-математиками? Тогда за дело. У вас на парте у каждого лежит полоска, рассмотрите её, сравните с полоской соседа по парте. Что можно о них сказать? (Полоски одинаковые по форме, размеру только разные по цвету.) Работа в парах и малых группах. Вспоминаем правила работы в парах — Давайте докажем это. По цвету – поднимите полоски вверх и покажите друг другу и своим соседям. Убедились? Теперь по форме и размеру. Как это сделать? (Работа в парах: совместить полоски путем наложения друг с другом) – Действительно, это верный способ — наложение друг на друга. – Совпали? — да (доказали). – Как это сделали? (путем наложения, можно увидеть визуально» на глаз, измерить циркулем.) – А как измерить точно длину полоски? (мерками) на парте мерки Будем исследовать длину!!! Итак, выдвигаем предположение, если нужно точное измерение: то достаточно любой мерки… (измеряем мерками) 1 ряд—палочками 2 ряд—спичками 3 ряд—скрепками (Результаты записываем на доске) Палочек—4 Спичек—6 Скрепок—10 — У каждого ряда получились разные результаты!!! Число мерок на полоске разное значит отрезки разной длины. Как так получилось, ведь полоски абсолютно одинаковой длины.(Были разные мерки –единицы измерения у всех разные) Молодцы, вот мы и пришли квыводу : Чтобы измерить длину, нужно выбрать единую мерку для измерения этой длины. (Оцениваем свою работу и отмечаем в оценочных листах) Для этого и существуют во всем мире единые меры длины. И одна из них – это сантиметр. (На доске карточка «САНТИМЕТР (СМ)»). — Как вы думаете, чему мы с вами еще постараемся сегодня научиться? Познакомиться с новой единицей измерения длины(слайд 7) Продолжим наше исследование… Первичное усвоение новых знаний. 1) Знакомство с линейкой. — Нам понадобится для этого важный инструмент. А какой, узнаем, отгадав загадку. Загадка: Я люблю прямоту, Я сама прямая. Сделать ровную черту Вам я помогаю. Что-нибудь без меня Начертить сумей-ка. Угадайте-ка, друзья, Кто же я? — … (линейка) (слайд 8-9) — Возьмите линейку, рассмотрите её. Вы видите знакомый вам числовой ряд и деления. Расстояние от одного числа до другого и есть 1см. — Вот сейчас мы и поучимся с помощью линейки измерять длину разных отрезков и, наоборот, чертить отрезки по заданной длине. (правила пользования линейкой) — Давайте в тетрадях попробуем начертить 1 см Чертить будем с помощью линейки и карандаша — Отсчет при измерении ведется от точки 0 на линейке, мерка от 0 до 1 –одинсм, от точки 1 до 2-тоже 1см и так до последнего числа на линейке. — Посчитайте, сколько клеточек в 1 см? Эта мерка равна двум клеткам. (Запишем 1 см) (Помните, началом 1 мерки не всегда совпадает с началом – краем линейки. Начало там—где черта с цифрой 0) Теперь начертите отрезки по выбору(ребята выбирают задание) 1 ряд: Начертить отрезок, равный стольким см, сколько вам лет и назвать свой отрезок. 2 ряд: Начертить отрезок , равный стольким см, сколько пальчиков у вас на левой руке и назвать свой отрезок. 3 ряд: Начертить отрезок, равный 3 см. 8 см А О 5 см М К 3 см О М (Проверяем работу и оцениваем в оценочных листах) Физминутка для глаз. Слайд 10-14. Знакомство со старинными мерами измерения длины. Оказывается, не только мы решаем эту проблему, в старину люди искали тоже различные меры измерения…. – В старину русские меры были основаны на размерах разных частей тела человека. Вот какими были мерки на Руси у наших предков.(слайд 15) Шаг – длина человеческого шага. Дюйм – ширина большого пальца от сгиба до кончика, 2см 54 мм. Какого сказочного героя назвали в связи с этой меркой ?Дюймовочка Ладонь – ширина ладони. Локоть — старинная русская мера длины, равная примерно38 -46см. Локтями купцы измеряли продаваемые ткани наматывая на руку, Вершок – длина верхней части пальца. Как вы думаете удобно ли было использовать эти мерки ? ( Конечно, все равно получалась разная длина – части тела тоже не одинаковы у всех людей.) — Точными ли являются результаты таких измерений? — Какие замечательные у меня помощники. Вы сами привели весь класс к выводу: измерять лучше одинаковыми мерками. Работа по учебнику с.70 №185 Наши друзья, Миша и Маша решили сравнить длину двух игрушек. Посмотрите на них внимательно и скажите, длина какой ящерицы больше? Слайд 17-18. — Отсчёт при измерении ведётся от точки 0 на линейке, мерка от 0 до 1 – один сантиметр (см), от 1 до 2 – тоже1 сантиметри так до последнего числа обозначенного на линейке. Это задание выполнили наши друзья Маша и Миша. Проанализируйте их работу. — Работая в паре, вспомните правила. — Надеюсь, вы ошибок не допустите и выполните чертёж правильно (индивидуальная помощь) Информация о практическом применении единиц длины в различных жизненных ситуациях. — Ребята, скажите мне, пожалуйста, для чего человеку нужно знать единицы длины? Могут ли нам эти знания пригодиться в жизни или нам это нужно только на уроках математики? (Ответы учащихся (принимаются все высказывания)). (Учитель приводит примеры из жизни, показывая картинки (слайды): рост людей (младенца и взрослого человека); размер одежды, обуви; рамки для фото; размер обложки для учебников и тетрадей и т.д.) Скажите, а для чего человеку нужны разные единицы длины? Почему нельзя пользоваться одной единицей, например см? Введение новой единицы мм (Слайд 19). Рефлексия — Что нового вы сегодня узнали на уроке? (Существуют единые меры длины) — С какой единицей длины мы познакомились? — Чему учились на уроке? Чему научились? — Что больше всего понравилось? Не понравилось? Почему? Волшебный веселый Карандаш благодарит вас за работу и дарит вам свой портрет. – Что вы можете сказать о своей работе на уроке? — Подведите итог в своих оценочных листах и просигнальте… Оцените цветом свою работу на уроке. – У вас на столе кружочки. – Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – зелёный цвет. – Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – жёлтый цвет. – Если не разобрались в теме, было не очень интересно – красный цвет. Итог урока — Ребята, вы сегодня молодцы! Хорошо работали на уроке, много нового узнали и многому научились (учитель показывает свой светофор, даёт качественную оценку работы на уроке). Спасибо за работу. Урок окончен. |
Оставьте ответ