Урок математики «Единицы длины» 1 класс

Подготовила и провела: учитель начальных  классов Кравченко Н.В.

Цель урока: формирование представлений о единице длины (сантиметре) как единой принятой мере, путем сравнения различных мерок в одинаковых отрезках и установления правила пользования едиными универсальными мерками, т.е. единицами длины.

Задачи:

— познакомить с единицей длины (универсальной меркой) – милиметром;

— научить пользоваться линейкой (измерять готовые отрезки, чертить отрезки заданной длины);

— показать необходимость изучения данной темы для дальнейшего применения единиц длины в жизненных ситуациях;

Планируемые результаты:

предметные: обучающиеся научатся измерять отрезки и выражать их длины в сантиметрах, чертить отрезки заданной длины; использовать линейку для измерения длин отрезков;

метапредметные:

познавательные: научатся использовать знаково-символические средства для выражения единиц длины; работать с моделями; преобразовывать модели;

регулятивные: научатся следовать при выполнении задания инструкциям учителя и других источников информации: учебник, рабочая тетрадь; анализировать, сравнивать, делать выводы;

коммуникативные: получат возможность научиться сотрудничать, договариваться работая в паре, малой группе; выслушивать мнение товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;

личностные: могут быть сформированы адекватная самооценка;

личностная и социальная активность в достижении поставленной цели.

Оборудование для учащихся: полоски бумаги одинаковые по форме, размеру; линейка; учебник; веер с цифрами, сигналы – сфетофорчики.

Оборудование для учителя: образец полосок большего размера, большая линейка с делениями, светофорики (сигналы), оценочные листы, презентация (слайды).

Ход урока:

Организационный момент и эмоциональный настрой.

(Эмоциональная, психологическая подготовка учащихся, создание положительной атмосферы урока)

Девизом нашего урока будут такие слова:   (слайд 2)

Мы – умные!

Мы – дружные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

В первом классе учимся!

Всё у нас получится.

— А что необходимо уметь на уроке математики?

(думать, рассуждать, считать)

Актуализация знаний. Мотивация.

— Итак, начинаем урок математики. С нами на уроке будет работать веселый, сообразительный Карандаш.

Где-то нам он подскажет, где-то поможет, а где-то развеселит нас и поддержит. (слайд 3)

А сейчас Карандаш хочет убедиться, знаем ли мы геометрический материал.

Математический диктант   (слайд 4)

— Сколько всего фигур на слайде?   9

— Сколько прямых линий начертил? 3

— Сколько всего кривых линий?       4

— Сколько лучей на слайде?       2

— Сколько замкнутых кривых линий?   1

— А теперь проверим правильность выполнения. Внимание на экран: (Самопроверка)

— Карандашом ставьте плюс, если число такое же. Если нет, зачеркивайте и пишите правильный ответ.

9 3 4 2 1   (слайд 5)

— Запишите числа в порядке возрастания… (1 человек у доски расставляет, …оцениваем)… Проверяем… (отмечаем в оценочных листах)

Ребята, а длину какой фигуры мы можем измерить? (отрезок)

— Что называют отрезком?

— Как мы можем измерить, сравнить длину отрезка?

(с помощью мерок, путем наложения, циркулем)

— Так над чем же мы можем поработать сегодня на уроке?

Закрепить умения измерять и сравнивать отрезки

Учиться сотрудничать….

Постановка учебной задачи.  (слайд 6)

Составление кластера

Практическая работа (проблемная ситуация)

— Ребята, вас впереди ждёт интересное математическое открытие, хотите побыть сегодня учеными-математиками? Тогда за дело.

У вас на парте у каждого лежит полоска, рассмотрите её, сравните с полоской соседа по парте. Что можно о них сказать?

(Полоски одинаковые по форме, размеру только разные по цвету.)

Работа в парах и малых группах. Вспоминаем правила работы в парах

— Давайте докажем это. По цвету – поднимите полоски вверх и покажите друг другу и своим соседям. Убедились? Теперь по форме и размеру.

Как это сделать? (Работа в парах: совместить полоски путем наложения друг с другом)

– Действительно, это верный способ — наложение друг на друга.

– Совпали? — да (доказали).

– Как это сделали? (путем наложения, можно увидеть визуально» на глаз, измерить циркулем.)

– А как измерить точно длину полоски? (мерками) на парте мерки

Будем исследовать длину!!!

Итак, выдвигаем предположение, если нужно точное измерение: то достаточно любой мерки…

(измеряем мерками)

1 ряд—палочками

2 ряд—спичками

3 ряд—скрепками

(Результаты записываем на доске)

Палочек—4

Спичек—6

Скрепок—10

— У каждого ряда получились разные результаты!!!

Число мерок на полоске разное значит отрезки разной длины.

Как так получилось, ведь полоски абсолютно одинаковой длины.(Были разные мерки –единицы измерения у всех разные)

Молодцы, вот мы и пришли квыводу : Чтобы измерить длину, нужно выбрать единую мерку для измерения этой длины.

(Оцениваем свою работу и отмечаем в оценочных листах)

Для этого и существуют во всем мире единые меры длины.

И одна из них – это сантиметр. (На доске карточка «САНТИМЕТР (СМ)»).

— Как вы думаете, чему мы с вами еще постараемся сегодня научиться?

Познакомиться с новой единицей измерения длины(слайд 7)

Продолжим наше исследование…

 Первичное усвоение новых знаний.

1) Знакомство с линейкой.

— Нам понадобится для этого важный инструмент. А какой, узнаем, отгадав загадку.

Загадка: Я люблю прямоту,

Я сама прямая.

Сделать ровную черту

Вам я помогаю.

Что-нибудь без меня

Начертить сумей-ка.

Угадайте-ка, друзья,

Кто же я? — … (линейка)   (слайд 8-9)

— Возьмите линейку, рассмотрите её. Вы видите знакомый вам числовой ряд и деления. Расстояние от одного числа до другого и есть 1см.

— Вот сейчас мы и поучимся с помощью линейки измерять длину разных отрезков и, наоборот, чертить отрезки по заданной длине.

(правила пользования линейкой)

— Давайте в тетрадях попробуем начертить 1 см

Чертить будем с помощью линейки и карандаша

— Отсчет при измерении ведется от точки 0 на линейке, мерка от 0 до 1 –одинсм, от точки 1 до 2-тоже 1см и так до последнего числа на линейке.

— Посчитайте, сколько клеточек в 1 см? Эта мерка равна двум клеткам. (Запишем 1 см)

(Помните, началом 1 мерки не всегда совпадает с началом – краем линейки. Начало там—где черта с цифрой 0)

Теперь начертите отрезки по выбору(ребята выбирают задание)

1 ряд: Начертить отрезок, равный стольким см, сколько вам лет и назвать свой отрезок.

2 ряд: Начертить отрезок , равный стольким см, сколько пальчиков у вас на левой руке и назвать свой отрезок.

3 ряд: Начертить отрезок, равный 3 см.

8 см

А                                                                       О

5 см

М                                                    К

3 см

О                                     М

(Проверяем работу и оцениваем в оценочных листах)

Физминутка для глаз. Слайд 10-14.

Знакомство со старинными мерами измерения длины.

Оказывается, не только мы решаем эту проблему, в старину люди искали тоже различные меры измерения….

– В старину русские меры были основаны на размерах разных частей тела человека. Вот какими были мерки на Руси у наших предков.(слайд 15)

Шаг – длина человеческого шага.

Дюйм – ширина большого пальца от сгиба до кончика, 2см 54 мм.

Какого сказочного героя назвали в связи с этой меркой ?Дюймовочка

Ладонь – ширина ладони.

Локоть — старинная русская мера длины, равная примерно38 -46см. Локтями купцы измеряли продаваемые ткани наматывая на руку,

Вершок – длина верхней части пальца.

Как вы думаете удобно ли было использовать эти мерки ?

( Конечно, все равно получалась разная длина – части тела тоже не одинаковы у всех людей.)

— Точными ли являются результаты таких измерений?

— Какие замечательные у меня помощники. Вы сами привели весь класс к выводу: измерять лучше одинаковыми мерками.

     Работа по учебнику с.70 №185

      Наши друзья, Миша и Маша решили сравнить длину двух игрушек. Посмотрите на них внимательно и скажите, длина какой ящерицы больше? Слайд 17-18.

— Отсчёт при измерении ведётся от точки 0 на линейке, мерка от 0 до 1 – один сантиметр (см), от 1 до 2 – тоже1 сантиметри так до последнего числа обозначенного  на линейке.

Это задание выполнили наши друзья Маша и Миша. Проанализируйте их работу.

— Работая в паре, вспомните правила.

— Надеюсь, вы ошибок не допустите и выполните чертёж правильно (индивидуальная помощь)

Информация о практическом применении единиц длины в различных жизненных ситуациях.

— Ребята, скажите мне, пожалуйста, для чего человеку нужно знать единицы длины? Могут ли нам эти знания пригодиться в жизни или нам это нужно только на уроках математики? (Ответы учащихся (принимаются все высказывания)).

(Учитель приводит примеры из жизни, показывая картинки (слайды): рост людей (младенца и взрослого человека); размер одежды, обуви; рамки для фото; размер обложки для учебников и тетрадей и т.д.)

Скажите, а для чего человеку нужны разные единицы длины?

Почему нельзя пользоваться одной единицей, например см?

Введение новой единицы мм (Слайд 19).

Рефлексия

— Что нового вы сегодня узнали на уроке? (Существуют единые меры длины)

— С какой единицей длины мы познакомились?

— Чему учились на уроке? Чему научились?

— Что больше всего понравилось? Не понравилось? Почему?

Волшебный веселый Карандаш благодарит вас за работу и дарит вам свой портрет.

– Что вы можете сказать о своей работе на уроке?

— Подведите итог в своих оценочных листах и просигнальте… Оцените цветом свою работу на уроке.

– У вас на столе кружочки.

– Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – зелёный цвет.

– Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – жёлтый цвет.

– Если не разобрались в теме, было не очень интересно – красный цвет.

Итог урока

— Ребята, вы сегодня молодцы! Хорошо работали на уроке, много нового узнали и многому научились (учитель показывает свой светофор, даёт качественную оценку работы на уроке). Спасибо за работу. Урок окончен.

 

Напишите первый комментарий

Оставьте ответ

Ваш email не будет отображаться.


*