Чулкова Лариса Васильевна, учитель начальных классов МБОУ «Старополтавская СОШ»
Цель:
- воспитывать интерес к литературным произведениям;
- способствовать пониманию того, что книга источник знаний;
- прививать любовь к чтению и бережное отношение к книгам;
- развитие первоначальных навыков коллективной работы;
- содействовать созданию благоприятной психологической обстановки в классе
- развивать устную речь, внимание, память.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, презентация PowerPoint
Ход классного часа
Наш праздник я хочу начать с загадки: «Без языка, а обо всем рассказывает, без головы, а все знает, без ног, а везде бывает». Это …. Книга.
Чему первым делом
Научится кошка?
— Хватать!
Чему первым делом
Научится птица?
— Летать!
Чему первым делом
Научится школьник?
— Читать!
(В. Берестов)
Послушайте песню «Читайка» (слайд 2)
Когда вы научились читать, перед вами открылись удивительные богатства- знания, которые спрятаны в разных книгах. Книга – великое чудо. Недаром народ сложил о ней много загадок и пословиц. Вот некоторые из них
- Кто много читает, тот много знает.
- Книга – наш помощник в труде.
- Выбирай книгу так, как выбираешь друга.
- Говори не о том, что прочел, а о том, что понял.
Мы сегодня с вами тоже напишем и прочтём книгу нашей встречи. Первая страница нашей книги «Мудрость народная». (слайд 3 — 5)
Задание: Закончить пословицу
С книгой поведешься — ума наберешься.
Книга мала, а ума придала
Книги читать — скуки не знать.
Одна книга тысячу людей учит.
Книги читать — не в ладушки играть.
Книга .
Книга – учитель, книга — наставник.
Книга – близкий товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если выпустишь книгу из рук.
Книга – советчик, книга – разведчик,
Книга – активный борец и боец.
Книга — нетленная память и вечность,
Спутник планеты земли, наконец.
Книга не просто красивая мебель,
Не приложенье дубовых шкафов,
Книга – волшебник, умеющий небыль
В быль превращать и в основу основ.
Ведущий: Следующая страница нашей книги: «Библиотечная» (Слайд 6)
Ученики читают стихи.
Дом книг О, сколько в этом доме книг!
Внимательно всмотрись –
Здесь тысячи друзей твоих
На полках улеглись.
Они поговорят с тобой
И ты, мой юный друг,
Весь путь истории земной
Как бы увидишь вдруг…
(С. Михалков)
Дорога в библиотеку
Очень важно для человека
Знать дорогу в библиотеку.
Протяните к знаниям руку.
Выбирайте книгу как друга.
(Т. Бокова)
Будем с книгой дружить!
В библиотеке для ребят
На полках книги в ряд стоят
Бери, читай и много знай,
Но книгу ты не обижай.
Она откроет мир большой,
А если сделаешь больной
Ты книжку – навсегда
Страницы замолчат тогда.
(Т. Блажнова)
Книжная страна
Хожу в библиотеку
Я книги почитать.
Любимей дела нету!
Люблю я помечтать…
И оказаться в сказке,
В таинственном лесу.
Увидеть волка, зайца
И рыжую лесу.
А прочитав всю книжку,
Подумать головой –
Какой герой хороший,
Какой из них плохой.
Она всегда подскажет,
Где как себя вести,
Поможет и расскажет
Как друга нам найти.
И что-то в этой жизни
Начнём мы понимать,
Любить родную землю
И слабых защищать.
Ведущий: Блицопрос «Наша библиотека». Можно отвечать хором.
- На каком этаже находится школьная библиотека? (1)
- Сколько окон в нашей библиотеке? (5)
- Сколько компьютеров в нашей библиотеке? (2)
- В котором часу начинает работу библиотека? (9 ч)
- Можно ли бегать в библиотеку на уроке? (нет)
- Сколько дней можно держать библиотечную книгу дома?(10 дней)
- Как зовут библиотекаря нашей школы? (Любовь Владимировна)
- С какими словами надо входить в библиотеку? (Здравствуйте)
- Сколько книг в школьной библиотеке? (Много)
Ведущий: Вы правильно отвечали на вопросы. А сейчас пора отдохнуть и заняться зарядкой на странице «Физкультурная» (Слайд 7,8)
Станция историческая.
Ребята, а как создаются книги?
Печатают на станках в типографии.
— А кто самым первым начинает работу над тем, чтобы у нас на столе появилась книга?
Поэты, писатели должны сочинять произведения (стихи, поэмы, рассказы, сказки, романы и т.д.). Потом рукопись писателя попадает в издательство. Это такое учреждение, где издают книги. Здесь рукопись читают редакторы и потом отправляют в типографию. Затем работники этой типографии печатают сочинения и оформляют в форме книги. Их отправляют в магазины, после этого книга появляется у нас на столе.
— А на чём печатают книги? (слайд )
— На бумаге .
— Как получают бумагу, из чего?
Сначала из дерева получают бумагу, режут на листы. В химических заводах получают краску и чернила для написания книги. Затем работники типографии печатают книгу, художник делает к ней рисунки.
— Кто же работает над книгой?
Писатели, редактор, художник, работники типографии.
Книжкины секреты (Л. Гусельникова)
Если хочешь много знать,
Вслушайся в советы.
Научись распознавать
Книжные секреты.
В каждой книжке — свой секрет,
И ненужных книжек нет.
Если быстрый самолет
В небо устремился,
Знает свой секрет пилот.
Он ему учился.
Если мама на обед
Варит щи и кашу,
У нее есть свой секрет,
Тоже очень важный.
Знайте, все девчонки,
Знайте, все мальчишки:
В каждой книжке — свой секрет!
Все читайте книжки!
Ведущий: А какой секрет хранят сказки, как вы думаете? (Детей надо подвести к выводу, что добро сильней, чем зло, вместе легче справиться с несправедливостью и т.д)
Ведущий: Книги могут стать хорошим собеседником. Их жизнь зависит от того, как мы будем их беречь.
Две книжки.
Однажды встретились две книжки,
Разговорились меж собой.
— Ну, как твои делишки? –
Одна спросила у другой.
— Ох, милая, мне стыдно перед классом,
Хозяин мой обложки вырвал с мясом!
Да что обложки… Оборвал листы!
Из них он делает кораблики, плоты
И голубей…
Боюсь, листы пойдут на змей,
Тогда лететь мне в облака!
А у тебя целы бока?
Твои мне не знакомы муки,
Не помню я такого дня,
Чтобы, не вымыв чисто руки,
Сел ученик читать меня!
А посмотри-ка на мои листочки,
На них чернильной не увидишь точки.
Про кляксы я молчу, —
О них и говорить то неприлично…
Зато и я его учу
Не как-нибудь, а на «отлично».
— Ну, мой на тройках едет еле-еле
И даже двойку получил на той неделе…
Ведущий: Любите ли вы читать сказки?
Дети: Да.
Ведущий: Что вам больше всего нравится в сказках?
(ответы детей)
Ведущий: Вы назвали много причин для того, чтобы читать сказки. А я вам предлагаю угадать названия волшебных предметов, которые встречаются в сказках. Страница «Волшебные предметы» (Слайд 10)
Страница кроссвордная.
- В ней живут книги
- Отправляют человеку, который живёт в другом городе (2 гориз)
- Книга, по которой учатся читать (3 гориз)
- В ней живут книги (3 вертик)
- Бабушки и дедушки пользуются ими, чтобы лучше видеть (4 гориз)
- Чем писали люди, когда не было ручек? (2 вертик)
- Из неё узнают утренние новости (5 вертик)
- Папа Карло подарил её Буратино (6 гориз)
- Она нужна для того, чтобы не забыть, на какой странице ты читаешь книгу(7 верт)
10. из неё можно узнать, какой фильм идёт в кинотеатре.(8 гориз)
11. что такое «крестословица»? (10 гориз)
Ответы: по горизонтали:2. Письмо, 3. Букварь, 4. Очки, 6. Азбука, 8. Афиша,
10. Кроссворд.
По вертикали:1. Полка, 2. Перо, 3. Библиотека, 5. Газета, 7. Закладка.
Подведение итогов. Итак, о чем же мы с вами сегодня беседовали?
Мой друг.
Хорошая книга, мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг.
Мы время отлично проводим вдвоем,
И наш разговор потихоньку ведем…
Ты мне говоришь про дела смельчаков,
Про злобных врагов и смешных чудаков,
Про тайны Земли и движенья планет –
С тобой ничего непонятного нет.
Ты учишь правдивым и доблестным быть,
Природу, людей понимать и любить.
Тобой дорожу я, тебя берегу,
Без книги хорошей я жить не могу.
И закончить наш классный час хочется закончить словами первого космонавта планеты Ю.Гагарина: «Чем больше человек прочитает хороших книг, тем разумнее, грамотнее, образованнее он станет!»
Оставьте ответ