Подготовила и провела: Чулкова Л.В.
Цели:
1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, выявить читательский интерес.
2. Показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту.
2. Развивать мышление, речь, воображение, память.
3. Способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге и желанию читать.
4. Воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом.
Оборудование: презентация Рowerpoint
Ход викторины
Вступительное слово учителя:
Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский.
1 апреля 2015 г., если бы он был жив, ему исполнилось бы 133 года.
Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя — Николай Васильевич Корнейчуков.
– Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.
— Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои книги .
Учёный, писатель, переводчик, литературовед, К.Чуковский написал для детей много стихов и сказок.
Сегодня мы совершим с вами необычное путешествие, встретимся с героями сказок Корнея Чуковского.
I тур. «Выбери произведения Чуковского».
«Детки в клетке»
«Тараканище»
«Дядя Стёпа»
«Мистер Твистер»
«Телефон»
«А что у вас?»
С ранних лет стихи К.И.Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без “Айболита”, “Федорина горя”, “ Телефона”… Стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать, сорадоваться . Без этой способности человек – не человек. Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.
II тур. «Выбери героя произведения Чуковского».
Если топну я ногою,
Позову моих солдат
В эту комнату толпою
Умывальники влетят.
Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите!
Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать!
Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так.
Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: Жил да был крокодил, он по улицам ходил. Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.
III тур. «Доскажи словечко».
Федорино…
Доктор…
Краденое …
Чудо…
Акула…
Знаменитый…
И пришла к Айболиту…
«Ой, меня укусила…»
Вдруг из…
Страшный…
Рыжий и усатый …
IV тур. «Вспомни сказку».
Вспомни, какими словами оканчивается строчка, и назови сказку.
Веселится народ- Муха замуж идёт За лихого, удалого Молодого… (комара) «Муха – Цокотуха» |
Нет – нет! Соловей Не поёт для свиней Позовите-ка лучше… (ворону) «Телефон» |
И мне не надо Ни мармелада, ни шоколада А только маленьких, Ну очень маленьких… (детей) «Бармалей» |
Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор… (Айболит) «Айболит» |
Только вдруг из – за кусточка Из-за синего лесочка, Из далёких из полей Прилетает… (воробей) «Тараканище» |
А посуда вперёд и вперёд По полям, по болотам идёт. И чайник сказал утюгу — Я больше идти… (не могу). «Федорино горе» |
— К.И.Чуковский рассказывал: “ У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день К.И.Чуковский особенно запомнил – 29 августа 1923 г. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба.
IV тур. «Назови имя героя».
- Как звали собаку доктора Айболита? ( Авва Жучка Тотошка)
- Выбери, как звали акулу? (Абракадабра Каракула Авва)
- Кто спас героев в сказке «Тараканище»? (Айболит Бегемот Воробей)
VI тур. «Звуковые загадки».
Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: “Всегда, – писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, – я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!”
Прослушай отрывок и назовите произведение
- Бармалей
- Муха –Цокотуха
- Крокодил
- Айболит
- Федорино горе
- Мойдодыр
- Тараканище
- Телефон
VII тур.« Расшифруйте имена сказочных героев».
— Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев.
БРМЛЙ | ЦКТХ |
МЙДДР | ФДР |
ЙБЛТ | ТРКНЩ |
КРКДЛ | КРКЛ |
(Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Каракула, Цокотуха, Федора, Тараканище, Крокодил,)
— Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось на свет “Федорино горе”.
VIII тур «Найди связь»
1.В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку?
2.Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался?
3.В какой сказке прославляют воробья?
4.Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья!»
5.Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства?
6.Что просили животные в стихотворении – сказке «Телефон»:
7.На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья?
8.Какого «рогатого зверя» испугались портные из стихотворения «Храбрецы»?
9.В каких сказках героем является крокодил?
10.Как звали мальчика, который победил Крокодила
— Сказки К. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Стихи К. Чуковского воспитывают способность сопереживать, сострадать, сорадоваться.
Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве “ Бармалея ”
И “ Крокодила” не читал,
Не восхищался “Телефоном”
И в “Тараканище” не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?
— Вот такое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу Чуковскому поэт Валентин Берестов.
Подведение итогов викторины.
Оставьте ответ