Цель выступления:
— содержательная — формирование знаний об истории России, ее трагических страницах; — деятельностная — организация проектной деятельности, получение опыта эмоционального сопереживания, осознания собственной сопричастности к прошлому и настоящему своей страны и своего народа; — развивающая — воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной, патриотизма и уважения к Отечеству. |
Оборудование и материалы: мультимедийная презентация «Хлеб войны», кусочек чёрного хлеба весом 125 г.
Слайд 1.
Русский народ всегда с огромным уважением относился к хлебу. Самых достойных гостей встречали хлебом и солью. Слайд 2.
Про хлеб говорили так: “Хлеб на стол, так и стол – престол, а хлеба ни куска, так и стол – доска.
Слайд 3. Сейчас мы познакомим Вас с событиями прошлых лет. Вы узнаете, какую ценность представляли крошки хлеба для народа в годы ВОВ.
Слайд 4. 22 июня 1941 года Германия пересекла границы нашей страны. Гитлер с фашистами не случайно напал на нашу Родину в 1941 году в конце июня, когда все хлебные поля набирали силу.
Слайд 5. Во все времена враг первый удар наносил по хлебу. Так было и в тот раз. Враг жег хлеб на корню – страшная картина. И хлеб, в который раз, стал вопросом жизни или смерти. Он нужен был и фронту, и тылу. От хлеба зависело будущее народа, страны, целого Мира.
Был хлеб всегда в почете на Руси –
Ее просторов главное богатство,
Его ты хочешь цену знать? –
Спроси.
Тебе ответить могут ленинградцы!
Слайд 6. Захвату города Ленинграда отводилось особое место. Противник хотел захватить побережье Балтийского моря и уничтожить Балтийский флот.
Немцы стремительно прорывались к городу.
Слайд 7. В сентябре месяце ленинградцы узнали страшное слово «БЛОКАДА».
Блокада — окружение города, крепости, армии и т.п. войсками противника с целью не дать возможности оказать помощь окруженным извне и тем самым принудить их к сдаче или прекращению военных действий.
Блокада, как известно, продолжавшаяся 900 дней и ночей, не знала «легких» периодов. В начале декабря 1941 вместе с зимней ленинградской темнотой в город врывались холод и голод. Жизнь словно шла вниз, и каждый следующий день был хуже и труднее предыдущего. Обычный кусок хлеба на глазах становился драгоценностью. Слайд 8-9.
В середине августа ввели продовольственные карточки. По карточкам можно было получить только хлеб. 150 грамм черного хлеба – дневная норма рабочего населения во время блокады Ленинграда. Но так как вы все не работаете, эта норма была бы еще ниже – 125 граммов. Но представьте только: это на целый день.
— Вы знаете, как ели блокадный хлеб?
— Я раньше тоже не знала… Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их… Чтобы ни одна крошечка не пропала, ни одна…
Слайд 10-11. В музее истории Санкт-Петербурга до сих пор хранится кусочек блокадного заплесневелого хлеба, величиной с мизинец. Таков был паёк (норма) на день в блокадном Ленинграде для жителей осаждённого немцами города в годы ВОВ.
Милана. «Ели всё, от столярного клея до кожаной подошвы обуви, варили «бульон» с содранных от стен обоев. Как-то мама пришла вечером с работы и рассказала следующую страшную историю. Она стояла в очереди за хлебом и видела, как маленький мальчик вырвал из рук женщины паек хлеба, который она только что получила. Мальчик никуда не побежал, упал на грудь и быстро начал есть. Его стали бить, а он лежал и ел. Что было дальше, мама не знает. Получила свой паек и ушла. Возможно, мальчика забили насмерть или умер кто-нибудь из семьи той женщины, у которой он украл хлеб».
Василиса. «Хлеба получали по 125 граммов на день. И этот малюсенький кусочек еще надо было сберечь. Однажды на улице мужчина попытался отобрать у меня хлеб. Я побежала. Он с криками: «Отдай хлеб, не то убью!» — за мной. Добежала я до своего дома, забежала в подъезд, на миг остановилась перевести дух. Слышу приближающийся топот моего преследователя, а потом шлепок о землю упавшего тела. Тишина. Через несколько минут я осторожно выглянула. Мужчина лежал мертвый прямо у крыльца подъезда. Видать, сердце не выдержало, силы от голода были на исходе, вот и умер в погоне за мной и кусочком хлеба». Слайд12.
Этот кусочек трудно было назвать хлебом, ведь в нем было всего лишь 5 г муки, а всё остальное крапива, лебеда, жёлуди, отруби, шелуха и опилки.
Антон. «Мой брат Витя, как и многие ленинградцы, погиб от голода. Меня спасло то, что я все время повторял: «Дай хлеба». И все отщипывали мне кусочек хлеба. А Витя был молчаливым мальчиком, он не просил ни у кого хлеб, он прожил всего три с половиной года…».
Адиля. «Чтобы выжить, меняли на еду все: книги, одежду. Однажды мама выменяла одежду на дрожжи и рыбий жир. Из них сделали лепешки и поджарили. Ничего вкуснее этого я тогда не знал…
Катя. «Много страшного было вокруг, но у меня перед глазами, как сегодня, стоит один случай. Было самое начало блокады. Мы с мамой ехали в трамвае. Вдруг наш трамвай почему-то остановился, а до остановки мы еще не доехали. Вагоновожатая показывала что-то на рельсы. Все пассажиры вышли наружу и увидели жуткое зрелище: огромное полчище крыс направлялось из города, где даже этим тварям не выжить. Мы с ужасом смотрели вслед уходящим крысам».
Адиля. «Дома у нас был ужасный холод. Мы уже сожгли все стулья, печурку топили утром чуть-чуть и вечером». Топили не ради тепла — это была роскошь, топили, чтоб растопить снег или сварить что – либо».
Слайд 13. В осажденном городе продолжали работать 39 школ. В бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой холод, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах… Дети шатались от голода. Трудно все это представить нам, живущим в XXI веке.
Девчонка руки протянула
И головой — на край стола…
Сначала думали — уснула,
А оказалось — умерла.
Ее из школы на носилках
Домой ребята понесли.
В ресницах у подруг слезинки
То исчезали, то росли.
Никто не обронил ни слова,
Лишь хрипло, сквозь
метельный сон,
Учитель выдавил, что снова
Уроки — после похорон.
Слайд 14-16.
Дети вместе со взрослыми голодали и мёрзли. Тушили вместе с бойцами зажигательные бомбы, работали на заводах – делали снаряды. Рыли окопы.
Мы рыли рвы — хотелось пить.
Бомбили нас — хотелось жить.
Был дом — ни света, ни воды.
Был хлеб — довесочек беды.
Слайд 17-18.
Максим. «Время лечит раны, но раны войны остаются навсегда. Салют Победы не обрадовал меня, а напомнил бомбежку. И несколько лет уже после войны я прятал кусочки хлеба под матрацем и до сих пор предпочитаю корочки, так как их дольше жевать». Слайд 19.
Чтение стихотворения «Военный хлеб». А. Морозов.
Я помню хлеб, военный, горький,
Он весь почти из лебеды.
В нём в каждой крошке,
В каждой корке,
Был горький вкус людской беды.
На той беде замешан круто
Нелёгкий хлеб нелёгких дней,
Но как сладка была минута,
Когда кусок в руке моей
Посыпан был щепоткой соли,
Приправлен маминой слезой.
Я есть хотел, а мама с болью
Взгляд отводила стороной.
Как горе было гостем частым
(Им были детства дни полны),
Особо помню я, что счастью,
Был равен горький хлеб войны.
Всем участникам мероприятия раздаются кусочки хлеба, и предлагается на уровне ощущений понять, насколько мал этот кусочек в 125 граммов, который помог выжить в осажденном Ленинграде.
На Невском замерло движение.
Не ночью, нет, средь бела дня.
На мостовой, как изваянье,
фигура женщины видна.
Там на дороге, как во сне
Седая женщина стояла-
В её протянутых руках
Горбушка чёрная лежала.
Нет, не горбушка, а кусок,
Обезображенный бездушьем,
Размятый множеством машин
И всё забывшим равнодушьем…
А женщина держала хлеб
И с дрожью в голосе шептала:
« Кусочек этот бы тогда,
и сына я б не потеряла,
кусочек этот бы тогда…
кусочек этот бы тогда…»
Кто осквернил, кто позабыл?
Блокады страшные года.
Кто, бросив на дорогу хлеб,
Забыл, как умирал сосед?
Детей голодные глаза
С застывшим ужасом, в слезах… Слайд 20.
А Пискарёвку, кто забыл?
Там персональных нет могил,
Там вечный молчаливый стон.
Терзает память тех времён.
Им не достался тот кусок,
Лежащий здесь, у ваших ног.
Кусок, не подаривший жизнь…
Кто бросил хлеб, тот отнял жизнь.
Есть такое мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков:
“Да отсохнет рука, бросившая под ноги хотя бы крошку хлеба”.
Помните, что брошенный Вами кусок хлеба мог бы спасти чью – то жизнь во время войны. Помните об этом всегда, в школьной столовой за обедом, дома за ужином и даже в гостях на празднике.
…Берегите хлеб! Слайд 21.
Ведь хлеб – это жизнь! Слайд 22.
Спасибо за внимание! Слайд 23.
Оставьте ответ