Урок литературного чтения в 4 классе по УМК «Начальная школа 21 века»

Урок-исследование 

Тема: Пётр Павлович Ершов «Конёк-Горбунок»

Цель:

— выяснить, почему сказку «Конек-горбунок» по праву можно назвать русской народной сказкой

Оборудование:

Ход урока:

1.Погружение в тему (видеоролик «В гостях у сказки») Слайд 1.

Мы отправляемся в гости к сказке. Я хочу вам пожелать быть внимательными, старательными, не забывать  с уважением относиться  к ответам и вопросам своих товарищей, а если потребуется и  помочь им в выполнении заданий. Всем удачи!

Не бойся сказки, бойся лжи.

А сказка? Сказка не обманет

Тихонько сказку расскажи

И в мире добра больше станет!

2.Вступительное слово учителя о П.П.Ершове.

— Однажды профессор словесности Петербургского университета Пётр Александрович Плетнёв, войдя в аудиторию студентов, вместо лекции стал читать сказку:

 

За горами, за лесами,

За широкими морями,

Против неба — на земле

Жил старик в одном селе.

У старинушки три сына:

Старший умный был детина,

Средний сын и так и сяк,

Младший вовсе был дурак.

Братья сеяли пшеницу

Да возили в град-столицу:

Знать столица та была

Недалече от села.

Там пшеницу продавали,

Деньги счётом принимали

И набитою сумой

Возвращалися домой.

 

-Дочитав произведение до конца, Плетнёв сообщил, как сенсацию, что автор сказки — студент и сидит здесь в аудитории. Это Пётр Ершов.           (слайд 2.)

-Ершову было тогда 19 лет. П.П.Ершова называют поэтом, въехавшим в литературу на собственном коньке.

Сказка «Конек-горбунок», которую нам сегодня предстоит исследовать, является литературной, т.к. эту сказку написал Петр Павлович Ершов. «Конек-Горбунок» — произведение народное, почти слово в слово, по сообщению самого автора, взятое из уст рассказчиков, от которых он его слышал; Ершов только привел его в более стройный вид и местами дополнил.

Давайте выдвинем гипотезу, т.е предположим, что сказка Ершова – русская народная сказка.  Слайд 3.

Проведем мы наше исследование с целью выяснить для себя, почему сказку «Конек-горбунок» называют русской народной сказкой, хотя у нее  есть автор Петр Павлович Ершов? Слайд 4.

Сегодня на встречу со сказкой  Ершова я пригласила ученых-литературоведов, переводчиков, знатоков, экспертов. Слайд 5.

Итак, первое слово литературоведам. Они нам расскажут о необычной и удивительной судьбе Петра Павловича Ершова.

Ребята, хочу в дополнение ещё сообщить об авторе следующее:

Петр Павлович Ершов работал в Тобольской гимназии не только учителем, но и являлся там директором гимназии. Сказка «Конек-Горбунок»  была написана им, когда он ещё был учеником гимназии.  Начало сказки набросал сам А.С.Пушкин, читавший ее в рукописи. «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить», — сказал тогда Пушкин. Великому поэту понравилась легкость стиха, с которым — говорил он — Ершов «обращается как со своим крепостным мужиком». Сказка П.П.Ершова ещё при жизни выдержала 7 изданий.

П.Ершов родился  в сибирской деревне. Маленький Петя  очень любил  слушать сказки. Он буквально их впитывал в себя  и жил в своём мире. Окончена гимназия и вот он студент юридического факультета Петербургского университета. В 18 лет Ершов пишет свою знаменитую сказку  «Конёк-Горбунок» . Рассказывают , что А.С.Пушкин,  прочитав сказку, пригласил  Ершова к себе. Он сказал после этой встречи : « Теперь  этот род сочинений можно мне и оставить..» П. Ершов  работал учителем гимназии в родном своём городе Тобольске. Там он и умер. На его памятнике написано  «Автор народной сказки «Конёк-Горбунок».Слайд 3.

— Уважаемые литературоведы, что же помогло Ершову написать такую уникальную сказку? (его образ жизни, глубокое изучение народов Сибири, чтение русского фольклора, чтение сказок Александра Сергеевича Пушкина).

Элементы каких русских народных сказок использовал П.П.Ершов в «Коньке-горбунке»? («Сивка-бурка», «Иван-царевич и серый волк»)Слайд 4.

Итак, «Конёк-горбунок» — литературная сказка.

«Сивка-бурка», «Иван-царевич и серый волк» — русские народные сказки.

-Чем отличается русская народная сказка от литературной?

Давайте сравним русские народные сказки и авторскую.

Народная

Литературная

1. Автор-народ. 1. Автор-конкретное лицо (он творец).
2. Существует в устной форме. 2. Создаётся в письменной форме.
З. Каждая сказка существует в нескольких вариантах (создатель может вносить изменения). 3. Внесение изменений не допускается.
4. Время создания определить невозможно. 4. Время создания сказки известно.
5. Народная сказка ограничивается определённым жанром:

-волшебная

-бытовая

-о животных

5. Не ограничивается определённым жанром; включает в себя черты и бытовой сказки, и волшебной, и сказки о животных, и даже фантастику.

Какой же вывод мы сделаем?

Но дойдя до наших дней многие слова, понятные тогдашним детям, стали непонятны нам, они устарели и не употребляются в нашей речи.

3. Работа с группой переводчиков.Слайд 12-17.

Изучением устаревших слов занималась у нас группа переводчиков. Посмотрим, насколько хорошо справились они со своим заданием.

4. Физкультминутка. «Ванька-встанька».

5. Работа с группой знатоков.

Сказка прочитана. Насколько внимательно вы читали сказку? Группа знатоков приготовьтесь ответить на мой вопрос. Раз мы предположили что сказка народная, то в основе большинства русских народных сказок лежит принцип троичности. Сохраняется ли этот принцип в сказке Ершова?

Группа знатоков подготовила вопросы остальным группам по содержанию сказки. Давайте постараемся ответить на них. Слайд 25-37.

6. Работа группы экспертов.

Назовите главных героев сказки. Слайд 38-43.

 А теперь приступим к характеристике главных героев сказки. Слайд 44-46.

А теперь задание для всех групп. Соотнесите  первую часть имен героев сказки со второй. Слайд 47.

7. Обобщение. Отзыв о сказке.

Петр Павлович Ершов написал всего одну сказку, зато какую! Пушкин после прочтения “Конька…” сказал, что этот род сочинительства он может оставить”, потому что есть продолжатель русских народных литературных традиций. Прошло  176 лет с момента первой публикации сказки, а она остается любимой и всеми читаемой. Ее читали ваши бабушки и дедушки, папы и мамы, а теперь читаете вы. Я очень надеюсь, что после глубокого анализа и характеристики героев вы начнете осмысливать по-другому, сопереживая героям и высмеивая их недостатки.

Бесспорно уникальное произведение! Но мало кто сегодня знает о том, что потомок П.П.Ершова, Олег Ульянович Ершов написал изумительное продолжение этой сказки, уложив свою замечательную сказку на 112 страниц.

Сколько минуло веков,

Может сорок сороков,

Неизвестно никому,

Только Богу одному.

После дня как справил пир

Наш Иван на целый мир,

Как царем он с царь-девицей

Правил много лет столицей.

Долго, коротко, аль скоро,

Быстро вырастают горы,

Лишь луны небесный свет

Помнит прошлого секрет.

Все меняется на круге,

Снова расскажу вам други,

Как из космоса не в срок

К нам вернулся Горбунок.

-Все группы справились со своими заданиями. Молодцы. Спасибо всем за  плодотворную работу.

Карточка №1

1.Сколько сыновей было у старика?

Три                       пять

2.Что решили делать мужики, чтоб поймать вора?

охранять поле                 стоять на карауле

3.Что нашел Иван и Конек-Горбунок пока ехали до столицы?

перо гуся                    перо Жар –птицы

4.Кто купил двух коней золотогривых?

конюх                      царь -батюшка

5.Кем был назначен Иван-дурак, когда поймал  Жар –птицу?

царский — лесничий                царский –стремяннной

6.Что достал со дна моря Ерш?

сундук с перстнем……………   сундук с золотом

Карточка №2

  1. Какого роста был игрушечка – конёк?

в три вершка …………………………в три аршина

2. Кем решила одарить кобылица Ивана?

двух   львов и тигрёнка                двух коней и конька

3. На что поменял Иван коней?

на 10 шапок серебра+5руб. …      на 10 шапок камней+5руб.

4. Кто строил козни Ивану –дураку?

городничий …………..                царский слуга

5.  Кого приказал добыть царь во второй раз?

царь –сестрицу               царь -девицу

6.За что страдал Рыба-кит 10 лет?

проглотил 3 десятка кораблей …………проглотил 3 десятка рыб

Карточка №3

  1. Кого увидел Иван когда охранял пшеницу в поле?

корову                           кобылицу

2. Как решили разбогатеть братья?

угнать коней тайком          продать коней тайком

3. Кем был назначен Иван в первый раз?

царским воеводой ……….царским конюхом

4. Кого приказал добыть царь в первый раз?

жар – синицу               жар — птицу

5. Что захотела иметь царь-девица перед свадьбой?

перстень ……………..ожерелье

6. Кого встретил Иван у моря окияна с селом на спине?

рыбу — ерш                  рыбу –кит

Напишите первый комментарий

Оставьте ответ

Ваш email не будет отображаться.


*