Урок русского языка. Открываем тайны звука Й. 1 класс. УМК «Гармония»

«Обозначение звука [Й’ ] буквами» или «Открываем тайны звука [Й’ ]» E-mail
Класс: 1
УМК:»Гармония», под редакцией М.С. СоловейчикДата проведения: 17 апреля 2012 г.

Учитель: Кравченко Наталья Владимировна

Школа: МБОУ «Старополтавская СОШ»

Тип урока: открытие нового знания.
Цели урока:
Образовательные:
Расширение понятийной базы о йотированных гласных русского языка, выведение позиционной модели, помогающей производить фонетический анализ и синтез слов, содержащих звук [й], обозначаемый буквами е, ё, ю, я, й
Деятельностные:
1)Формирование личностных УУД: адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.
2)Формирование регулятивных УУД : целеполагание — постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и неизвестно; планирование – составление плана действий ( с помощью учителя); самоконтроль — сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка(самооценка) — осознание учащимся качества и уровня усвоения, позитивное признание своих ошибок и выбор способов действия нацеленных на улучшение уровня усвоения материала;
3)Формирование познавательных УУД: выполнение знаково-символических действий (моделирование) для выделения существенного и структурирование знаний для построения речевого высказывания в устной форме; выполнение логических действий — сравнение данных с целью определения общих признаков фонетический анализ и синтез, распознавание объектов, наделённых «выведенными» существенными признаками; построение логической цепи рассуждений с опорой на деформированный текст; выдвижение гипотез, их обоснование/опровержение.
4)Формирование коммуникативных УУД: развитие монологической речи, способности строить речевое высказывание с опорой на модель; умений работать в паре.
Оборудование урока:
У учителя: компьютер, мультимедийный проектор, презентация учителя, интерактивная доска,  иллюстрации слов, содержащих звук [й’],
У учащихся: модели звуков, «Лестница успеха», предметные картинки для рефлексии эмоционального настроения на уроке.
Учебник : Русский язык: к тайнам нашего языка: учебник для 1 класса/ М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, 2011г. 

Ход урока

I. Эмоциональное вхождение в урок.

Видеоролик «Улыбка» (В.Я. Шаинский, М.С. Пляцковский). Слайд 1.

— Какое настроение у нашей улитки? (веселое, радостное, солнечное). Как вы это определили? (она улыбается)

Улыбка – это волшебный ключ, который открывает все «замки» в душах людей. Она может согреть других своим теплом и улучшить всем настроение. Улыбнитесь друг другу. Покажите свое настроение.

II. Актуализация опорных знаний.

— Мы продолжаем открывать секреты русского языка. Для того, чтобы сделать шаг вперед, узнать что-то новое, давайте вспомним, что мы уже знаем.

А) Игра “Найдите свой домик” Слайд 2.

На доске два домика – для твёрдых согласных и для мягких.

Была хорошая погода, все гласные вышли погулять. Вдруг небо потемнело, солнышко спряталось за тучи, начался проливной дождь. Буквы увидели домики и устремились к ним, но хозяин мог пустить в них только своих. Распределите гласные буквы по своим домикам. ( в синий – А, О, У, Э, Ы, в зелёный – Я, Е, Ю, Ё, И)

Уч. Объясните, почему выбрали соответствующий домик (дети объясняют работу гласных). Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием, а значит, усвоили работу гласных букв.

Б) Найди слово, в котором все согласные звуки мягкие. Слайд 3.

Шить    жить   пить

В) Найди слово, в котором все согласные звуки твердые. Слайд 4.

Час   сом щука

Г) Сколько  в каждом слове букв о? А сколько раз слышится звук о? Слайд 5.

Сорока ворона воробей

Запишите эти слова и подчеркните опасные места.

III. Погружение в тему. Слайд 6.

— Сегодня мы узнаем тайну одного звука. А вот какого вам нужно будет угадать. Послушайте сказку.

Заскучали буквы в алфавите.

— Споем?- сказала одна своей соседке.

— Я не умею,- грустно ответила та.

— А ты попробуй. Пой, как я: ииииииииии!

— Й й  й  й…

— И правда не умеешь. Странно: все гласные звуки поют, а ты нет.

— Я не буква гласных.

— Буква согласных, что ли?

— Я сама по себе.

— Ну, и кому ж ты такая нужна?

— Всем нужна. Видишь, я тоже стою в алфавите.

— Ну и стои — жалко что ли.

— Не стои, а стой. Вот и я пригодилась!

— Ну хорошо, стой. А зачем у тебя этот знак?

— Сама догадайся…

IV. Постановка учебной задачи.

— Ребята, а вы догадались тайну какого звука мы сегодня узнаем?

Дети рассказывают все, что знают о букве й, о звуке й.

— Не правда ли, ребята, что в звуке й есть что-то таинственное? Звук [й’ ] очень хитрый. Почему?

Учитель опровергает ответы детей ([ч, щ ] – тоже мягкие и т.д.), подводит детей к осознанию невозможности ответить на вопрос..

Поиск правильного варианта ответа и столкновение с проблемой – какую же тайну скрывает звук [й’]?

— О чём мы сегодня попытаемся узнать на уроке? Что для этого надо сделать?

Узнаем какую же тайну скрывает [й’ ]? Для этого понаблюдаем над словами, в которых есть этот звук.

V. Построение проекта выхода из затруднений.

Послушайте слова и определите, где находится звук й: на конце слова или перед согласным звуком. Если вы услышите звук й на конце слова, то встают мальчики, если перед согласным звуком, то девочки.

— А теперь посмотрите какой буквой обозначается звук й. Слайд 7.

Один секрет мы уже раскрыли. Можем поаппладировать себе? Молодцы. Будем дальше открывать секреты этого таинственного звука?

А) Чтение текста, поиск слов, в которых встречается [й’ ]. Слайд 8.

— Сколько раз повторяется звук й в тексте: один раз, два или три?

— Какой вывод мы сделаем? В чем же очередная хитрость звука й? ( он прячется за буквами я,ё, е, ю.

— Посмотрите на схему. Сколько способов обозначения звука й показано? Слайд 9.

Расскажите Джиму как вы будете действовать, чтобы не ошибиться при обозначении буквами звука й. Слайд 10.

VI. Первичное закрепление. Слайд 11.

— Откройте учебники на стр. 83 упр. 131 и 132.

VII. ФИЗКУЛЬМИНУТКА.

Вы наверное устали?

Ну тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покружились, повертелись.

И на место тихо сели.

Глазки дружно закрываем

Послушаем звуки природы. Слайд 12.

Открываем. Поморгаем и работать продолжаем.

VIII. Закрепление с опорой на самопроверку и взаимопроверку в парах.

— Откроем рабочие тетради на стр.21. Поработайте в парах и поставьте над правильной записью +, а неправильную зачеркните. Слайд  13.

IХ. Применение знаний в нестандартной ситуации

Рассматривание этикетки и выяснение правильно/неправильно ли записано слово. Анализ позиций звука в слове, выяснение соответствия буквы данному случаю. Вывод, что написание данного  слова не подчиняется законам русского языка. Слайд 14.

Х.  Письмо по диктовку. Слайд 15.

Скоро наступит месяц май.

Оцените, выполненное задание с помощью смайликов.

ХI. Рефлексия деятельности.

Какую задачу мы ставили в начале урока?

Удалось ли нам раскрыть ещё одну тайну русского языка?

При выполнении каких заданий нам может пригодиться «эта тайна»?

Тайну какого звука мы раскрывали?
Какие секреты раскрыли? За какими буквами прячется звук й?

XII. САМООЦЕНКА.

— Кто сегодня не зря просидел на уроке?
— Кто доволен собой? Кому нужна помощь?
— Кто может помочь?

Оцените свою работу на уроке с помощью «Лесенки успеха».

Какое настроение у вас в конце урока? Слайд 16.

Напишите первый комментарий

Оставьте ответ

Ваш email не будет отображаться.


*