«Обозначение звука [Й’ ] буквами» или «Открываем тайны звука [Й’ ]» |
Класс: 1 УМК:»Гармония», под редакцией М.С. СоловейчикДата проведения: 17 апреля 2012 г. Учитель: Кравченко Наталья Владимировна Школа: МБОУ «Старополтавская СОШ» Тип урока: открытие нового знания. Ход урока I. Эмоциональное вхождение в урок. Видеоролик «Улыбка» (В.Я. Шаинский, М.С. Пляцковский). Слайд 1. — Какое настроение у нашей улитки? (веселое, радостное, солнечное). Как вы это определили? (она улыбается) Улыбка – это волшебный ключ, который открывает все «замки» в душах людей. Она может согреть других своим теплом и улучшить всем настроение. Улыбнитесь друг другу. Покажите свое настроение. II. Актуализация опорных знаний. — Мы продолжаем открывать секреты русского языка. Для того, чтобы сделать шаг вперед, узнать что-то новое, давайте вспомним, что мы уже знаем. А) Игра “Найдите свой домик” Слайд 2. На доске два домика – для твёрдых согласных и для мягких. Была хорошая погода, все гласные вышли погулять. Вдруг небо потемнело, солнышко спряталось за тучи, начался проливной дождь. Буквы увидели домики и устремились к ним, но хозяин мог пустить в них только своих. Распределите гласные буквы по своим домикам. ( в синий – А, О, У, Э, Ы, в зелёный – Я, Е, Ю, Ё, И) Уч. Объясните, почему выбрали соответствующий домик (дети объясняют работу гласных). Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием, а значит, усвоили работу гласных букв. Б) Найди слово, в котором все согласные звуки мягкие. Слайд 3. Шить жить пить В) Найди слово, в котором все согласные звуки твердые. Слайд 4. Час сом щука Г) Сколько в каждом слове букв о? А сколько раз слышится звук о? Слайд 5. Сорока ворона воробей Запишите эти слова и подчеркните опасные места. III. Погружение в тему. Слайд 6. — Сегодня мы узнаем тайну одного звука. А вот какого вам нужно будет угадать. Послушайте сказку. Заскучали буквы в алфавите. — Споем?- сказала одна своей соседке. — Я не умею,- грустно ответила та. — А ты попробуй. Пой, как я: ииииииииии! — Й й й й… — И правда не умеешь. Странно: все гласные звуки поют, а ты нет. — Я не буква гласных. — Буква согласных, что ли? — Я сама по себе. — Ну, и кому ж ты такая нужна? — Всем нужна. Видишь, я тоже стою в алфавите. — Ну и стои — жалко что ли. — Не стои, а стой. Вот и я пригодилась! — Ну хорошо, стой. А зачем у тебя этот знак? — Сама догадайся… IV. Постановка учебной задачи. — Ребята, а вы догадались тайну какого звука мы сегодня узнаем? Дети рассказывают все, что знают о букве й, о звуке й. — Не правда ли, ребята, что в звуке й есть что-то таинственное? Звук [й’ ] очень хитрый. Почему? Учитель опровергает ответы детей ([ч, щ ] – тоже мягкие и т.д.), подводит детей к осознанию невозможности ответить на вопрос.. Поиск правильного варианта ответа и столкновение с проблемой – какую же тайну скрывает звук [й’]? — О чём мы сегодня попытаемся узнать на уроке? Что для этого надо сделать? Узнаем какую же тайну скрывает [й’ ]? Для этого понаблюдаем над словами, в которых есть этот звук. V. Построение проекта выхода из затруднений. Послушайте слова и определите, где находится звук й: на конце слова или перед согласным звуком. Если вы услышите звук й на конце слова, то встают мальчики, если перед согласным звуком, то девочки. — А теперь посмотрите какой буквой обозначается звук й. Слайд 7. Один секрет мы уже раскрыли. Можем поаппладировать себе? Молодцы. Будем дальше открывать секреты этого таинственного звука? А) Чтение текста, поиск слов, в которых встречается [й’ ]. Слайд 8. — Сколько раз повторяется звук й в тексте: один раз, два или три? — Какой вывод мы сделаем? В чем же очередная хитрость звука й? ( он прячется за буквами я,ё, е, ю. — Посмотрите на схему. Сколько способов обозначения звука й показано? Слайд 9. — Расскажите Джиму как вы будете действовать, чтобы не ошибиться при обозначении буквами звука й. Слайд 10. VI. Первичное закрепление. Слайд 11. — Откройте учебники на стр. 83 упр. 131 и 132. VII. ФИЗКУЛЬМИНУТКА. Вы наверное устали? Ну тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покружились, повертелись. И на место тихо сели. Глазки дружно закрываем Послушаем звуки природы. Слайд 12. Открываем. Поморгаем и работать продолжаем. VIII. Закрепление с опорой на самопроверку и взаимопроверку в парах. — Откроем рабочие тетради на стр.21. Поработайте в парах и поставьте над правильной записью +, а неправильную зачеркните. Слайд 13. IХ. Применение знаний в нестандартной ситуации Рассматривание этикетки и выяснение правильно/неправильно ли записано слово. Анализ позиций звука в слове, выяснение соответствия буквы данному случаю. Вывод, что написание данного слова не подчиняется законам русского языка. Слайд 14. Х. Письмо по диктовку. Слайд 15. Скоро наступит месяц май. Оцените, выполненное задание с помощью смайликов. ХI. Рефлексия деятельности. Какую задачу мы ставили в начале урока? Удалось ли нам раскрыть ещё одну тайну русского языка? При выполнении каких заданий нам может пригодиться «эта тайна»? Тайну какого звука мы раскрывали? XII. САМООЦЕНКА. — Кто сегодня не зря просидел на уроке? Оцените свою работу на уроке с помощью «Лесенки успеха». Какое настроение у вас в конце урока? Слайд 16. |
Оставьте ответ