Учебный проект «Я и моя семья!»

«Любая дорога начинается от крыльца дома, в котором ты живешь. И отправляясь в путь по неизведанным краям, спроси себя: а что  я знаю о своем доме? Что я могу рассказать о нем, чтобы другие полюбили край, который люблю я? Что я могу подарить человеку, чтобы он оставил мой подарок как память обо мне, о моем доме, о моем крае!..»

Древний мудрец Артташ.

Актуальность исследуемой проблемы

Самое основное в жизни человека — это семья. Это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека, это то, что связывает человека с миром, обучает человека общению и взаимодействию с этим сложным современным миром.

«Семья – это та самая среда, в которой человек учится, и сам творит добро» — говорил В. А. Сухомлинский.

А понимают ли наши дети о важности этого института? А знаем ли мы их мнение о семье?
Может реальность выглядит принципиально иным образом?

Мы приходим к совершенно новому образованию, а значит, нужно перестраиваться, изменяться и нашим родителям, и учителям.
Задумываясь над этим проектом, мы хотели найти возможность объединить в одно целое всех действующих лиц образовательного процесса: учеников, учителей, родителей. Найти новые пути их взаимодействия в современных условиях, в информационном обществе. А главное, постараться сделать так, чтобы мы были единым целым.

Родительский  дом, семья, школа—вот,  пожалуй,  то  единственное,   что еще  в силах  противостоять духовному кризису, заложниками которого, в первую  очередь  становятся  дети. Здоровая,  крепкая,  полноценная семья   является  одним  из   самых  надежных  гарантов  здоровья и нравственного  благополучия детей, а  следовательно  и государства.

Краткая аннотация проекта

Тема «Моя семья» выбрана из содержания предмета «Окружающий мир».  Глубина и серьёзность данной темы позволили воспользоваться приоритетной технологией именуемой – проектно-исследовательская деятельность, которая помогает решить не только воспитательные задачи, но и формирует ключевые компетенции, способствует обретению мировоззренческих смыслов.

На протяжении нескольких месяцев каждый исследовал свою семью. Накопилось много собранных материалов: происхождение своего имени и своей фамилии, рисунки, коллажи, пословицы и поговорки о семье, сочинения, стенгазеты, фотографии. Дети беседовали со старшим и средним поколением, узнали много нового о членах своей семьи, некоторые составили родословное дерево и герб своей семьи.

Проектная деятельность позволила связать воедино знания из содержания разных предметов и программ о семье, дала возможность делать свои открытия и упражняться в творчестве. Долгая творческая совместная подготовка детей и родителей, предшествовали празднику «Маленькая страна – это моя семья».

В процессе подготовки и проведения праздника каждый прошёл свой путь от простых наблюдений, до размышлений о важности своей роли и роли каждого члена семьи, и наконец, пришло осмысление того, что основой всего в жизни является его собственная семья. В ходе проекта планировалось помочь родителям осознать, что они способны изменить жизнь ребенка к лучшему.

Компетенции, на формирование которых направлен проект (исследование).

Ценностно-смысловые компетенции: формирование духовно-ценностных ориентаций, способность выбирать целевые и смысловые установки для своих действий, трепетно относиться к ценностям своей семьи.

Учебно-познавательные компетенции: умение осуществлять планирование, анализ полученных сведений, овладение знаниями и опытом исследовательской деятельности по изучению разных аспектов своей семьи, обретение мировоззренческих смыслов и введение в мир национальных традиций.

Информационные компетенции: умение обрабатывать полученную самостоятельно информацию из различных источников: семейные альбомы, реликвии, овладение навыками интервьюирования.

Общекультурные компетенции: осознание значимости духовно-нравственных, культурологических основ семейных отношений и традиций, владение знаниями социальной роли семьянина, эффективными способами организации свободного времени.

Коммуникативные компетенции: овладение навыками работы в группе, побуждение к высказыванию самостоятельных суждений и правильного их обоснования.

Компетенции личностного самосовершенствования: осознание значимости проделанного труда для духовного и интеллектуального саморазвития.

Тип проекта:
учебный, информационный, исследовательский, творческий.

Вид проекта:
долгосрочный (ноябрь 2012 г. — май 2013 г.), групповой.

Участники проекта:
учащиеся  2 – в, 3 – б, 4 – а, 4 – б, родители, учителя.

Руководители проекта: Абакумова О.И., Жемелева Н.Н., Кравченко Н.В., Чулкова Л.В.

Проблемы, на решение которых направлен проект:
— утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей;
— недостаток знаний у младших школьников о своей семье;
— разобщенность между семьей и школой.

Цель проекта:
— повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка.

Задачи проекта:
— формировать у учащихся представления о семье;
— закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек;
— обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности;
— воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким;
— повышение педагогической культуры родителей;
— повысить качество отношений «семья – школа».

Ожидаемые результаты

В ходе проекта будут созданы условия для формирования универсальных учебных действий, а именно:

— личностные:

осознание себя членом семьи;

проявление интереса к традициям семьи, культуре семьи;

желание участвовать в делах семьи.

Метапредметные

познавательные:

находить необходимую информацию в указанных источниках;

наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи событий;

интервьюировать членов семьи;

оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений;

составлять экспозицию выставки.

— регулятивные:

ставить вопрос «что я хочу узнать» (определять цели с помощью учителя) и «что я узнал» (определять результаты с помощью учителя) и отвечать на них;

определять план выполнения заданий под руководством учителя и выполнять задания по плану;

соотносить выполненное задание с образцом.

коммуникативные:

рассказывать о жизни семьи;

рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи.

Ожидаемые результаты предметные

усвоение представлений о сущности и особенностях семьи, семейных традиций;

первоначальное знакомство с некоторыми сервисами сети Интернет;

первоначальное освоение навыков безопасного поведения в сети Интернет.

Целевые образовательные стандарты

«Согласно новым образовательным стандартам предметная область «Окружающий мир» призвана выполнять интегрирующую функцию и обеспечить формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, государством. Вне зависимости от того, по какому учебному комплекту ведётся обучение.

Содержание предмета «Окружающий мир» включено следующее:

Семья – самое близкое окружение человека.

Семейные традиции.

Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи.

Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Оказание посильной помощи взрослым.

Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека.

Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи.

Составление схемы родословного древа.

Основополагающий вопрос

Что делает человека в семье счастливым?

Вопросы, направляющие проект

Что в имени тебе моём?

О чём гласит народная мудрость?

Какие символы могут быть на фамильном гербе?

Какие пословицы о  семье мы знаем?

Влияет ли прошлое на будущее?

Какие семейные традиции сложились в вашей семье?

Подготовительная работа

Проведение родительского собрания.

Реализация проекта

  1. Разделить учащихся на 4 группы. Каждая группа исследует свой вопрос:
  • 1 группа  –   выяснить историю возникновения фамилий и имён (влияние прошлого на будущее), найти пословицы и поговорки о семье;
  • 2 группа – составляют генеалогическое древо своей семьи, а также представляют традиции, которые сложились в семье;
  • 3 группа – выяснить историю возникновения гербов, существование семейных гербов и рисуют свой герб.
  • 4 группа – подбор материала для выставки  «Загляни в семейный альбом» и оформление стенгазет.

Провести родительское собрание на тему «Проектная деятельность учащихся».

  1. Выработать с учащимися гипотезы по исследуемым вопросам, направить их на поиск информации.
  2. Использование различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы; работа с электронной почтой (связь с родственниками).
  3. Анализ найденной информации, выбор формы представления — видеофильм, презентация, статья на школьном сайте и др.
  4. Оформление работ, консультация учителя, родителей.
  5. Показ работ, обсуждения, анализ. Благодарность близким и родителям при оказании помощи при работе над проектом.

Учебный проект состоит из 4 этапов: погружение в проект; организация деятельности; осуществление деятельности; презентация результатов.

1 этап.      В  классах  проведены уроки окружающего мира на тему «Семья». После  этих уроков возникло много вопросов (Кто? Почему? Откуда? и др.), на которые дети не могли дать ответ, не хватало знаний о семье. Проблематику исследовательского проекта  «Я и моя семья» определил интерес детей, его реализация оказалась возможной во внеклассной деятельности. Отдельным направлением этого этапа стала работа с родителями.

2 этап.     Проведено несколько занятий с детьми, в ходе которых обсуждались сущность и значение исследовательских умений в жизни любого современного человека. Младшие школьники познакомились со структурой исследовательского проекта, методами исследования. Групповая работа, организованная на этом этапе, позволила всем участникам проектно-исследовательской деятельности обсудить значимые для них вопросы.

Было проведено родительское собрание. Родители благосклонно отнеслись к этой идее.

 3 этап.    Осуществление деятельности происходило по направлениям, сформулированным в виде задач исследования. Общая для всех задача — сбор информации по теме исследования. Очень важно, что кроме традиционных способов поиска информации в книгах, информацию получали от бабушек, дедушек, других родственников. Обработка информации осуществлялась при помощи устных и письменных обобщений, фотографий.

4 этап.      Этап презентации является заключительным и очень важным в проектно-исследовательской работе. Учащиеся оформили результаты исследования с помощью рисунков, стенгазет, «Генеалогического древа», «Семейного герба», выставки фотографий «Загляни в семейный альбом», сочинений и   др.

План проекта

  • Тайна наших имён в семье
  • Пословицы и поговорки о семье
  • Родословная моей семьи или Дерево жизни
  • Герб моей семьи
  • Традиции семьи
  • Семейный праздник «Маленькая страна – это моя семья
  • Защита-фестиваль «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!»

Результат проекта: семейный праздник «Маленькая страна – это моя семья», защита-фестиваль «Я, ты, он, она — вместе дружная семья».

Продукт проектной деятельности:

  1. Выставка семейных работ «Наш семейный герб» и «Родословная моей семьи».
  2. Оформление стенгазет «Моя семья – мои друзья».
  3. Сочинение на тему « Семья – это…»
  4. Семейный праздник «Маленькая страна – это моя семья».

Перспективы дальнейшего развития проекта

Проект имеет продолжение на всех ступенях обучения, т.к. вопросы семейных отношений рассматриваются в предметах окружающий мир, литературном чтении, ОРКСЭ.

Это значит, что постепенно объём информации по данной теме будет увеличиваться, с возрастом будет меняться точка зрения на тот или иной аспект, будет происходить коррекция собственного поведения учащихся. Кроме того мы говорили о том, что учащиеся часто приходят к выводу о том, что класс – это тоже семья. Следовательно, они могут создавать свою историю на протяжении всех лет обучения в школе – фотоальбом, видеоролики, портфолио класса и т.д.

Научившись создавать генеалогическое древо, дети смогут вносить в него изменения (появление братьев и сестёр, других родственников, новых профессий и т.п.)

Благодаря работе над таким проектом дети учатся взаимодействию, сотрудничеству, развивают свою познавательную сферу, обогащаются духовно, развивают УУД, т.к. в ходе реализации проекта прослеживаются межпредметные связи, различные виды деятельности, работа с ИКТ и пр.

Заключение.

Мы вместе пришли к выводу, что главное на Земле — семья. Все остальное, как бы оно ни было красиво и важно, — одежда, мебель, путешествия, деньги, машины, успех в делах, — лишь прилагается к главному — к семье, в которой царят любовь, уважение, нежность, милосердие. И когда все в твоем доме любят друг друга, то поневоле и окружающих тебя людей, тоже хочется сделать такими  же любящими и счастливыми.

Да, все начинается с семьи — ДОБРО и ЗЛО. Так пусть в мире будет больше счастливых семей!

Напишите первый комментарий

Оставьте ответ

Ваш email не будет отображаться.


*